Что такое ставни в избе: Зачем в русских избах на окна ставились ставни?

Что такое ставни в избе: Зачем в русских избах на окна ставились ставни?

Проект в старшей группе на тему: «Деревянная изба – окошки все резные, да ставни расписные». | Материал (старшая группа):

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Звездочка»

 г.Аркадак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Проект

в старшей группе на тему:

«Деревянная изба – окошки все  резные, да ставни расписные».

 

 

 

Выполнила воспитатель  Ионцева Н.В.

 

 

Содержание

1.Паспорт проекта

2.Программа проекта

2.1. Цель

  1. .Задачи

3. Предполагаемый результат

4.Этапы реализации проекта

5.Планирование проекта

6.Результат проекта

7.Список используемой литературы.

Паспорт проекта

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители 

Тип проекта: познавательный, творческий.

Сроки реализации проекта: декабрь 2018

Цель проекта: Формировать представления о строении русской избы и ее внешнем убранстве.

Задачи:

— Формировать представления об устройстве русской избы;

— Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, бревно, мох, наличники, окна;

—  Развивать  творческие  способности  детей  при  рисовании  узора  на

полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.

—  Прослушивание стихов  и песен о русской избе;

— Вызвать у детей желание дополнить макет избы элементами украшения

 -Закрепить знания об элементах украшения избы – причелина, ставни, конек, полотенце, наличник.

Развивать творческие способности детей при рисовании элементов деревянной избы.

-Познакомить детей с искусством деревянной резьбы, как видом народного творчества.

— Привлечь родителей в творческо — образовательный процесс.

Предполагаемый результат: 

— дети получат обширные знания об устройстве крестьянского жилища — избы;

— обогатится словарный запас

— будет создан мини-музей «Русская изба»;

-развитие творческой и познавательной способности детей.

Этапы реализации проекта

          1этап. Подготовительный:

  1. Изучение литературы по данной теме;
  2. Диагностика знаний детей о русской культуре;
  3. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье;
  4. Сбор материала для музея;
  5. Составление перспективно – тематического плана;
  6. Обогащение развивающей среды.

2 этап. Реализация проекта:

1.Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, ООД, бесед;

2. Чтение стихов;

3. Проведение консультаций для родителей и педагогов;

4.Организация выставок детского творчества.

3 этап. Заключительный.

  1. Диагностика полученных знаний детей о музее «Русская изба»;
  2. Анализ полученных данных;
  3. Презентация мини-музея «Русская изба», созданного детьми, воспитателями и родителями;
  4. Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Русская изба»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

неделя

мероприятие

цель

1

Показ презентации «Где жили наши предки»

Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке

Рассказ «Как строили дом на Руси»

Формировать представления о

строении  избы. Рассказать о том, как строили на Руси (о частях русского дома, о процессе

строительства).

Д/И «Русская изба»

Цель: умение составлять изображение предмета из отдельных частей (пазлы) и активизировать словарь.

Беседа с опорой на иллюстрации

«Из чего строили раньше дома на Руси? Почему?»

Продолжать знакомить детей с обликом бревенчатой русской избы, сформировать представление о взаимосвязи жилья с  природными условиями.

НОД «В горнице моей светло»

Продолжать знакомить детей с

тем, как строили жилище  в старину, рассказать о назначении основных составных частей дома.

Провести словарную работу: изба, бревно, кровля, сруб, мох, наличники, окна.

2

Д/И  «Чего не хватает»

Закрепление полученных знаний с использованием частей избы

Презентация «Наши прадеды любовно топором тесали бревна»

Закрепить и обобщить знания детей о дереве как традиционном материале русских построек и его свойствах.

Д/И «Помоги плотнику».

Изготовление бревен для постройки макета избы ООД

Закреплять умение скручивать

трубочки (брѐвна)

Изготовление макета «Русская изба», из ранее приготовленных трубочек – бревен

Учить изготовлять макет

 Презентация «Деревянное зодчество»

Воспитывать интерес к

архитектурным особенностям

деревянного зодчества на Руси.

3

Рассматривание альбома с образцами резных украшений для деревянных строений

Формировать умение рассматривать узоры

деревянной резьбы.

НОД «Окошечки резные, ставни расписные»

Продолжать знакомить детей с узорами резьбы по дереву (узоры из геометрических фигур и растительных элементов). Активизировать словарь наличник, ставни, причелины, карнизы, полотенце, конек.

Д/И «Украшение наличников и ставен узором» — аппликационная мозаика.

Учить размещать на фоне ставен и наличников бумажные узоры из мозаики, учить соблюдать симметрию в данной композиции

Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского

Воспитывать интерес к искусству и истории русского народа

Игра — пазлы «Русские узоры».

Закрепить умение составлять узор из мелких декоративных элементов (по образцу, по памяти)

4

Д/и «Укрась избушку узором» 

закреплять знания детей об элементах декора русской избы.

рисование «Русская изба»

Развитие творческих способностей

Рисование  узора  деревянной резьбы

Развивать творческие

способности детей при

рисовании узора на полосках

бумаги, как элемента

деревянной резьбы.

Сказка. Путешествие в историю.
Жизнь наших предков

Автор: Капралова М.В.

Прививать интерес к творчеству, закрепить понятия о русской избе

Беседа по сказке Путешествие в историю. Жизнь наших предков

Автор: Капралова М.В.

Развивать речь, вспомнить слова обозначающие составные части избы, воспитывать интерес к познанию прошлого.

5

Викторина «Русская изба»

Закрепить знания о русской избе

НОД» «Вместе мы избу построим»        

Обобщить полученные знания о строительстве и декоре русской избы

Итоговое мероприятие: украшение макета избы узорами, ранее нарисованными на белых полосках

Развитие творческих способностей

Взаимодействие с семьей

– Изготовление макета «Русская изба».

– Сбор предметов для музея «Русская изба».

— Проведение консультации с родителями:  «Мини- музей в детском саду»

Цель: Повышать компетентность родителей в области истории

и культуры русского народа.

Результат проекта 

Дети в ходе работы проекта получили уникальную возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действе. Формы работы позволили дошкольникам, обогатить словарный запас, развить и проявить любознательность, познавательную активность. Проект «Русская изба» доставил детям огромное удовольствие, пробудил детскую фантазию. Дети стали более коммуникабельны, более открытыми, научились работать сообща. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.

Используемая литература:

 

  1. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

2.  М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва,

«Дрофа», 2008 – 256 с.  

3.  Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры».

Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с

4.  http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa

5.  http://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-

narodnaya-igra/

6.  http://www.edu.yar.ru/safety

Какие орнаменты защищали избу на Руси

Кириллица

Изобилует русская изба узорами и орнаментами. Красиво, нарядно, порою витиевато, но не только. Орнамент не украшает, но подобно оберегу защищает внутреннее жилое пространство от внешнего мира, стихийного, неупорядоченного, противостоящего дому, очагу, гармонии.

© Кириллица

Что изба? Простой, грубоватый, шероховатый деревянный сруб, а сплошь изукрашен наличниками и ставнями, обрамляющими оконные проемы, увенчан «конем», «причелинами», «полотенцем» на крыше. Присмотришься: на наличниках — круги, линии, на ставнях – вновь круги, ромбы, квадраты, линии, зигзаги, на причелинах и полотенце – все та же геометрия, форма, орнамент, оберег. Что же символизируют эти незамысловатые, ясные очертания?

Видео дня

Солнце

От любопытного зрителя, обратившего свой взор к фасаду русской избы, не ускользнет обилие солярных знаков, вырубленных или выпиленных в виде круга, круга с крестом внутри, полукруга с расходящимися в разные стороны линиями – солнечными лучами, в виде пышной, узорчатой розетки а-ля барокко. Солнце освещает землю, каждый ее уголок, согревает теплыми лучами. Солнце дарит свет, противостоит тьме, а значит и всему, что порождает тьма: страхи, беды, неведение. Изображенное на «кистях», т.е. концах причелин – наклонных досок, прикрывающих со стороны фасада кровлю крыши, а так же изображенное на «полотенце» — доске, скрывающей стык причелин, солнце оберегает избу, ее домочадцев от нечистого, враждебного, темного.

Вырезанный внизу левой причелины, левой по отношению к смотрящему на фасад дома, солярный знак демонстрирует восход, а на правой причелине – закат. Восходящее, как и заходящее, солнце чаще всего изображено ниже земли — прямоугольника — ведь солнце только должно взойти или, наоборот, уже село. Иногда над землей помещена половина солнечного знака в виде дуги, обращенной кверху с тремя лучами – солнце восходит или садится. Нередко солнце уже показано взошедшим, соответственно находящимся над землей, изображенной перекрещенным квадратом, символом плодородия. На концах причелин можно увидеть и «бегущее» солнце: внутри круга вырезано несколько дугообразных линий, расположенных радиально, что непременно создает ощущение катящегося колеса с изогнутыми объемными спицами – ведь именно на восходе и закате столь ощутимо движение небесного светила относительно горизонта. Полуденное солнце возвышается на «полотенце», верхней части фасада, под самым «конем», «охлупнем», возглавившим двускатную крышу. Изображая полдень, народные мастера-умельцы вырезали два солнца, обычно одинакового размера с шестью лучами или одно солнце было «бегущим», подобно утреннему и вечернему. Нередко над солнцем или внутри круга-солнца можно увидеть и изображение православного креста, что наделяет солнце столь же священной, апотропеической силой, которой обладает крест, силой, способной изгонять бесовское, недоброе.

Земля

Солнечной символике всегда сопутствует изображение земли или поля. Солнце всегда представлено относительно земли, что отвечает геоцентрическим представлениям наших прадедов. Ромб, прочерченный вдоль и поперек, квадрат, поставленный на угол и разделенный на четыре части, прямоугольник – все это символическое, условное обозначение вспаханной земли, засеянного поля. Все это — простые и неброские геометрические фигуры, которыми пестрят и причелины, и наличники, и ставни, и ворота – нехитрое, но самобытное убранство русской избы. Орнаменты, символизирующие землю, как правило, не используются в полуденной срединной композиции. Но бывают и исключения. Если земля изображена на полотенце, то обязательно сопряжена с солнцем: либо солнечный шар освещает подступающую к нему сверху и снизу землю, либо небольшой символ земли оказывается между двумя «бегущими» кругами и становится всесторонне озарен солнечными лучами.

Невообразим в орнаменте символ солнца без изображения земли, согретой небесным светилом. Немыслим солярный знак и без небосвода. Так верхняя часть двускатного фронтона дома предстает перед нами небосводом, по которому солнце совершает свой дневной путь, начиная на востоке (левая причелина), достигая зенита (полотенце, увенчавшее причелины), заканчивая на западе (правая причелина).

Сознание носителя традиционной культуры предполагало не только наличие солнца и совершаемого им пути по небу, но и само небо, как вместилище воды. «Хляби небесные», извергающие по мнению наших предков дождь, грозы, молнии, — нечто иное, отличное от небосвода, вместилища светил: солнца и звезд. Волнистые, прямые и пересекающиеся линии, узорчатые орнаменты из городков, сливающиеся в волны, подобно струям дождя разливаются по причелинам, плывут в два-три ряда, перемежаемые маленькими кружками — каплями дождя, ниспадают на землю, орошая ее, оплодотворяя. И где земля, там урожай. Где урожай, там человек. Где человек, там и дом, изба — микрокосм в макрокосме, точная копия оригинала, защищенная и освещаемая солнцем, увлажненная дождями, изобилующая урожаями.

Другое

Чемодан для внутренних жалюзи

Свежий взгляд на внутренние оконные ставни с советами о том, как придать им исторический вид сегодня.

Автор:

Кэтрин Ланди

Дата публикации:

В георгианских домах высокого стиля ставни с приподнятыми панелями часто отражают обшивку комнаты от пола до потолка, как эти репродукции из Американы.

До того, как окна были обработаны до тонкой муслиновой ткани или холста — до того, как даже стекло — внутренние ставни отвечали основным требованиям по защите от непогоды. Практичные, универсальные и визуально привлекательные внутренние жалюзи со временем сохранили свою популярность, что делает их подходящим выбором для самых разных старинных помещений.

Как и дома, для которых они были построены, самые ранние ставни были очень простыми: одна панель на направляющей или желобчатой ​​рейке, которая проходила вдоль поверхности стены и основания окна. Второй тип, состоящий из одной или двух створок, имел вертикальные шарниры. В открытом состоянии он был сложен в сторону окна у стены. Проблема с обоими этими стилями заключалась в том, что они занимали драгоценное пространство. Постепенно развивалась более практичная конструкция: одинарные или парные ставни, которые скользили в углубления, встроенные в оштукатуренные стены. В то время они были известны как карманные жалюзи или ставни для уединения. Сохранилось и другое название: «индейские» ставни, хотя это прозвище возникло в 19Новая Англия 19-го века, когда люди начали мифологизировать первоначальную функцию карманных ставней как защиту от «индейских набегов».

Парные складные панельные ставни в доме Гарднера-Пингри в Салеме, штат Массачусетс, могут открываться вверху или внизу для полного или частичного освещения. (Фото: предоставлено J.R. Burrows & Co.)

К 18 веку внутренние стены стали углубляться в комнату. Оконная амбразура, или проем, стала более глубоко утопленной. Это углубление стало удобным местом для хранения незакрытых ставней, но также предоставило новые возможности для внутренней отделки деревом. Плотники оказались на высоте, изготовив красивые панели, которые сделали ставни не только функциональными. Эти ставни могут быть одинарными или двойными — последнее позволяет верхней и нижней половинам открываться на петлях независимо друг от друга, пропуская свет, но сохраняя приватность.

Приподнятые панельные ставни идеально подходили для севера с его более холодным климатом, но у южных домов были другие потребности. К концу 18 века ставни с жалюзи завоевали популярность на юге. Центральная планка, которая позволяла открывать и закрывать ставни, позволяла отражать палящее солнце, обеспечивая при этом вентиляцию. Эти плантационные ставни, как их стали называть, также были эстетически привлекательными: их более широкие планки придавали комнатам ощущение легкости и воздушности.

Сегодня многие компании продолжают производить внутренние жалюзи, предлагая широкий выбор стилей и конфигураций, а также индивидуальные варианты, такие как дизайн Палладио. Ставни с приподнятыми панелями часто называют «традиционными» или «колониальными», а ставни с жалюзи — «плантационными».

Утопленные ставни с приподнятыми панелями являются оригинальными в особняке федеральной эпохи в Даксбери, штат Массачусетс. (Фото: Грег Премру)

Ставни изготовлены из лиственных пород, которые не подвержены опасности вытекания сока, в отличие от хвойных пород. Часто используется кедр, но большинство ставней изготавливаются из легкой и прочной отечественной липы и тополя. Кроме того, несколько компаний предлагают выбор лиственных пород на заказ. Также легко доступны жалюзи из искусственного дерева и акрила, имитирующие настоящее дерево.

Внутренние ставни могут быть окрашены или окрашены морилкой, в зависимости от ваших предпочтений. Некоторые производители жалюзи могут подобрать пятно на вашей существующей столярке или дать совет по отделке, которая будет соответствовать вашему внутреннему декору.

Современные внутренние жалюзи обычно монтируются двумя способами. Наиболее распространенным, поскольку самым простым, является крепление на раму, при котором панели крепятся к тонкой раме на оконной раме или примыкающей стене. Этот метод позволяет избежать проблем, вызванных нестандартными старыми окнами. Более точно следует историческому прецеденту метод внутреннего крепления, при котором панели крепятся к деревянным планкам на самом оконном косяке.

Подъемные ставни складываются в глубокие оконные ниши в Дрейтон-холле, особняке 18-го века в Чарльстоне, Южная Каролина.

Последний вариант доступен для людей, у которых есть встроенные книжные шкафы или шкафы по обеим сторонам окон; некоторые компании могут использовать глубину шкафа, чтобы имитировать оконный косяк, создавая вид окна с проемом. Все производители жалюзи предлагают онлайн-инструкции по измерению, и у большинства есть люди, которые помогут вам пройти через процесс по телефону.

Принимая решение о том, какой тип жалюзи лучше всего подходит для вашего дома, уделите время тщательному изучению веб-сайтов каждой компании. Некоторые из них привержены традиционным методам столярных работ с использованием ценных пород дерева. Другие признают, что их клиенты могут не иметь неограниченных бюджетов или что они могут быть обеспокоены долговечностью жалюзи из настоящего дерева в определенных климатических условиях. Если вы рассматриваете ставни с жалюзи, обязательно сравните размер жалюзи (исторически они были больших размеров) и подумайте, как это повлияет на внешний вид ставней и вид вашей старинной комнаты.

Источники затвора см. в каталоге продуктов и услуг.

Теги: Кэтрин Ланди колониальный Early Homes EH Весна/Лето 2011 ставни окна

SHUTTER HUT INC — Фотографии и обзоры проекта — Volo, IL US

Средняя оценка: 5 из 5 звезд5.02 Отзывы

Window Treatments 9 0003

О нас

Жалюзи ручной работы Shutter Hut изготавливаются на заказ, чтобы соответствовать любому внутреннему окну — от дверей патио до французских дверей, эркеров, ванных комнат, подвалов и даже окон гаража. Неподвластная времени красота, дополнительная конфиденциальность и экономия энергии — вот лишь некоторые из дополнительных преимуществ наших внутренних жалюзи из цельного дерева, не требующих обслуживания. Доступны индивидуальная краска или пятна, а также жалюзи 7 различных размеров (включая ширину 1 1/4 дюйма), профессиональная установка, гарантирующая правильную посадку, и лучшая в отрасли гарантия. Shutter Hut находится в семейном владении с 19 лет.74. Ни один проект никогда не передается по субподряду, и вы будете иметь дело напрямую с владельцами, что гарантирует вам превосходное обслуживание. Каждая работа профессионально измеряется и устанавливается.

Предоставляемые услуги

Качественные жалюзи для плантаций, изготовленные по индивидуальному заказу, с индивидуальным внутренним креплением. Индивидуальные цвета, семь различных размеров жалюзи, профессиональные измерения и установка. Работайте напрямую с владельцами — субподрядчики никогда не используются. Бесплатные оценки.

Обслуживаемые районы

Вся территория Чикаголенда вместе с юго-восточным Висконсином.

Категория

Шторы, портьеры и жалюзи на заказ

Вернуться к навигации

7 Проекты

Вернуться к навигации

Сведения о компании

Название компании

Shutter Hut Inc

Номер телефона

(847) 740-6790 9 0003

Адрес

Воло, Иллинойс 60073
США

Подписчики

Вернуться к навигации

Учетные данные

Вернуться к навигацииВернуться к навигации

3 Книги идей

Свяжитесь с Shutter Hut Inc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*