Размеры класса в стандартной школе: ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ | Архитектура и Проектирование

Размеры класса в стандартной школе: ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ | Архитектура и Проектирование

Содержание

Проектирование школ: этапы, нюансы и принципы


В этой статье:

  • Этапы строительства школ в России
  • Важные нюансы проектирования школ
  • Виды школьных комплексов
  • Блочный комплекс школы
  • Отступление от типового проектирования школ
  • 11 современных принципов проектирования школ
  • Нормы проектирования школ и стоимость услуг


Проектирование школ сегодня как никогда актуально. Благодаря нацпроекту «Образование» в России обратили пристальное внимание нехватку мест в учебных заведениях для учеников 1-11 классов. Из-за этого учителя отрабатывают в день по три смены. Но ситуация должна улучшиться к 2024 году. До этого времени рассчитан нацпроект, в рамках которого строятся новые школы в российских городах.


Примечательно, что открываются уже не привычные для нас заведения с типичной планировкой, а действительно современные учреждения. В расчет берется все: от введения новых кабинетов до удобств для детей-инвалидов. Если так продолжится и дальше, то наша страна уверенно ворвется в ТОП-10 держав по качеству образования.

Этапы строительства школ в России



В школьный период люди формируются в физическом и духовном смысле, получают базовые знания, требуемые для выбора подходящей профессии в будущем. И в этот процесс активно вовлекаются не только родители, воспитатели и учителя, но также архитекторы, проектирующие здания, в которых ученики проводят значительную часть своего времени. Создаваемые проекты должны учитывать благородную миссию по подготовке детей к взрослой жизни. Планировка школьного комплекса при этом обеспечивает комфортное и непринужденное времяпрепровождение учеников в течение всего учебного дня.


Общеобразовательная школа является самым массовым типом государственных объектов образования, поэтому проектирование школьных учреждений в прежние времена осуществлялось по типовым и практически одинаковым проектам.


На сегодняшний день до сих пор не существует единого мнения, как должны выглядеть современные школьные здания, несмотря на наличие давно разработанных нормативов. К тому же массово стали появляться частные школы, возводимые в самых разнообразных архитектурных решениях и отличающиеся большим диапазоном стоимости проектирования.



Стандартный план строительства включает в себя несколько этапов, наиболее важными из которых являются:

  • выбор места расположения школы;
  • проектирование здания;
  • вычисление общего бюджета, включающего стоимость строительных работ и материалов;
  • определение сроков возведения с разбивкой по годам;
  • подготовка рабочей документации по архитектурной и конструкторской частям;
  • этап согласования и утверждения проекта всеми требуемыми инстанциями;
  • проведение конкурса по выбору подрядной организации;
  • этап строительства.

Существуют определенные рекомендации по проектированию школы. В частности, школьные строения желательно размещать рядом с территориями озеленения: парками, скверами, бульварами. При этом место возведения школы стремятся выбирать таким образом, чтобы пути следования учащихся из дома и домой не пересекали оживленные улицы и автомагистрали. Школы-интернаты, предусматривающие спальные помещения, размещают в пригородных или относительно тихих городских зонах.


Проект школьного комплекса обязательно должен включать в себя территории озеленения, занимающие примерно половину площади всего участка.

Важные нюансы проектирования школ

  • Расположение в городской черте


Участок для строительства следует выбирать в климатически благоприятном районе. Территория должна быть защищена от запыления, а также удалена от трамвайных и железнодорожных путей, аэродромов и оживленных улиц.


Если участок обладает сложным рельефом, здание строится на наиболее высоких точках, обеспечивающих широкий обзор окружающей местности. При этом выбор территории строительства должен быть обусловлен удобством расположения для учащихся в пределах зоны их обслуживания и близостью к линиям общественного транспорта. Необходимо обеспечить безопасность пешеходного движения на всем пути школьников от дома до школы.

  • Размеры школьной территории



Площадь земельного участка выбирается таким образом, чтобы на одного учащегося приходилось порядка 25-30 кв. м. Сюда включается также пятно застройки. Школа с одним классным помещением должна занимать как минимум 1000 кв. м. С каждым последующим классом эта минимальная площадь увеличивается на 300 кв. м.

  • Расположение учебных помещений


Помещения, предназначенные непосредственно для обучения, не рекомендуется располагать выше 4-го этажа здания. Дети с особенностями развития и инвалиды могут обучаться только на первом этаже.


Школа должна иметь окна в учебных помещениях и располагаться при этом не менее чем в 8-ми метрах от соседних зданий. Такое же расстояние выдерживается до границ участка.

Это интересно!

“Первичная документация в строительстве: перечень форм”

Подробнее


Между наружными стенами учебных классов должно быть как минимум 12 м, при условии что данные помещения освещаются только через проемы в стенах.


При проектировании общеобразовательной школы на территории ее участка разбивается рекреационный двор, площадь которого определяется из расчета 5 кв. м на одного учащегося, но не менее 400 кв. м. Данный двор должен иметь покрытие, не дающее пыль. К примеру, недопустимо покрывать поверхность гравием, щебнем и шлаком.

  • Учебные помещения


Окна помещений не должны выходить на север, северо-восток и северо-запад. Это допускается лишь в отношении чертежных и иных специализированных классов. От излишней инсоляции помещения следует также защищать.


Минимальная площадь оконных проемов составляет 1/5 часть площади пола. Если снаружи стен запроектированы выступающие элементы (например, балконы), которые влияют на естественное освещение, они тоже учитываются. То есть, площади этих элементов суммируются с площадью пола.


Помещения шириной более 6,5 м требуют естественного освещения с двух сторон. Объем учебного кабинета рассчитывается исходя из минимально допустимых 4 куб. м на одного человека. При этом высота помещения должна быть как минимум 3 м в свету. Точное значение данного параметра выбирается в зависимости от текущей освещенности под влиянием наружных факторов — деревьев и соседних зданий. Так, при ширине (или глубине) учебного класса в районе 6-8 м высота потолка должна быть в диапазоне от 3,25 до 3,75 м. Наконец, регламентируется максимальное расстояние от пола до подоконников у основных оконных проемов — оно составляет 0,9 м.

  • Коммуникации



После создания планировки будущей школы начинается этап проектирования коммуникаций. Последовательно разрабатываются проекты технического и питьевого водопровода, бытовой, напорной и производственной канализационной сетей. Далее особую важность имеет обустройство приточно-вытяжной вентиляции.


В процессе проектирования современной школы необходимо обеспечить искусственное внутреннее освещение, способствующее эффективному получению информации без вреда для зрения школьников. С этой целью разрабатывается проект электроснабжения здания. Не меньшую важность здесь имеет и наружное освещение.

  • Пожарная безопасность


Проектирование системы пожарной безопасности сводится главным образом к оснащению учебного здания противопожарным оборудованием, состоящим из различных датчиков, извещателей и тревожных кнопок. Кроме того, разрабатывается система оповещения и план эвакуации людей с последующей установкой специальных указателей. Определенные помещения требуют обустройства системы автоматического пожаротушения.

Виды школьных комплексов


Перед разработкой плана строительства определяются предназначение и тип учебного заведения. По стадиям обучения школьные комплексы могут быть:

  • начальными;
  • неполными средними;
  • средними.


По специализации школы классифицируются на:

  • музыкальные;
  • спортивные;
  • с углубленным изучением определенных предметов;
  • с преподаванием на иностранных языках;
  • и т. д.


Одной из особенностей проектирования школ является разработка с учетом назначения учебного заведения и выбранной образовательной направленности. В соответствии с этим подбирается необходимое для процесса обучения оборудование и проектируются учебные помещения с особыми характеристиками.



Размеры будущей школы определяются в основном планируемым количеством учащихся. Этот показатель является базисным при разработке плана здания. Типовой проект школьного комплекса регламентирует максимальное число учащихся: 1728 человек для общеобразовательной школы, 560 человек для школы-интерната. При этом устанавливается наполняемость классов. Для учеников 1-8 классов она составляет 40 мест, для учеников 9-11 классов — 36 мест, для школьников вечерней формы обучения — 20 мест.


На основе наполняемости определяется минимальная площадь классного помещения из расчета 1,5 кв. м на одного ученика, но не менее 50 кв. м. Высота потолков, составляющая как минимум 3 м, обеспечивает комфорт в процессе обучения, но вместе с тем это существенно повышает стоимость возведения и последующей эксплуатации здания.


Данные параметры все же считаются среднестатистическими. Они отражаются в проектном плане, но в процессе реализации могут корректироваться в зависимости от фактических потребностей, диктуемых текущей демографической ситуацией.


Существует также классификация по композиции школьных комплексов. Используются следующие схемы:

  • централизованная;
  • павильонная;
  • блочная.


Первый вариант характеризуется единственным главным корпусом небольшой вместимости и пристройками, где располагаются спортивный зал, специализированные учебные кабинеты и другие вспомогательные помещения. За счет своей компактности такой тип комплекса обеспечивает высокую теплосберегаемость и относительно низкие расходы на обслуживание. Кроме того, сокращаются переходы учащихся и персонала между помещениями. Данное решение особенно оправдывает себя при дефиците места под строительство, а также в районах Крайнего Севера, где важным фактором является минимизация теплопотерь здания.


Павильонная схема представляет собой несколько несвязанных между собой учебных корпусов. Такой вариант предпочтителен при возведении комплекса на сложном рельефе либо в сейсмически опасном регионе. Благодаря изолированности корпусов друг от друга в них не проникают посторонние запахи и звуки. Кроме того, данная компоновка надежнее защищает постройки от землетрясений и оползней. Вместе с тем ухудшается взаимосвязь между корпусами и заметно повышается стоимость их возведения за счет увеличения суммарной длины коммуникаций.

Блочный комплекс школы



При архитектурном проектировании школ данная схема сегодня является наиболее распространенной. Представляет собой несколько соединенных между собой корпусов. Рассмотрим этот вариант более подробно.


При разработке поэтажного плана в него необходимо включить:

  • два учебных блока по бокам участка и одну открытую зону, размещаемую на всей территории;
  • общий или раздельный для возрастных групп вестибюль, позволяющий свободно проходить в любую часть здания;
  • подъездную зону, доступную в том числе для инвалидов-колясочников и оборудованную пандусами, дорожками с малым уклоном и дополнительными поручнями;
  • ограждение школьного участка с доступом на территорию со стороны жилых районов;
  • парковочную зону как для сотрудников, так и для встречающих и провожающих родителей, обязательно изолированную от школьного двора.


Каждый учебный блок обычно ограничивают по высоте в 3 этажа — это обычная практика при проектировании школ. Нормы проектирования тем не менее допускают в условиях городской застройки возведение 4-этажных зданий. При этом размещать учебные помещения для младших классов на последнем этаже запрещено. С увеличением этажности здания заметно снижается стоимость прокладки коммуникаций за счет уменьшения их общей длины. Это можно проверить на примерах возведения одноэтажных начальных школ.


При реализации блочной схемы здания ориентируют таким образом, чтобы обеспечивалось достаточное естественное освещение помещений, но не возникали солнечные блики на школьной доске, которые ухудшают восприятие написанной на ней информации. Если же лучи солнца светят прямо в глаза учащимся, необходимо оборудовать окна защитными козырьками либо регулируемыми жалюзи. Но вместе с тем в стремлении избавить помещения от излишнего солнечного света располагать их оконными проемами на север не следует.


Учебные кабинеты, оснащенные специализированным оборудованием для определенной возрастной категории школьников, всевозможные лаборатории, а также учительскую и медпункт размещают в одном корпусе. Чаще всего классные помещения располагают в продольном направлении здания с односторонним естественным освещением. Планировки с квадратным и поперечным расположением комнат и окнами, выходящими на две стороны, встречаются реже.


Второй функциональный блок занимают следующие помещения:

  • спортзал с раздевалкой, душевыми кабинами и раздельными туалетами;
  • столовая с барной зоной для выдачи витаминных напитков;
  • библиотека с читальным залом;
  • мастерские для производственных занятий;
  • компьютерные классы;
  • актовый зал, включая эстраду и костюмерную комнату;
  • лыжная база;
  • медпункт.



Проектирование школы в настоящее время часто осуществляется в рамках 4-блочного школьного комплекса, где для начальных и дошкольных подготовительных классов отводится 4-й блок. Там же размещаются группы продленного дня. Для дошкольников и младших школьников оборудуются отдельные учебные и гардеробные помещения, санузлы, спальни для дневного сна, а также кабинет логопеда.


Такая схема школы, совмещающая несколько функциональных зон в одном здании, но предполагающая их разделение по возрастным группам, типична для европейской методики обучения. Американская модель, напротив, предлагает школьникам разных возрастов тесно контактировать друг с другом.


Спортзал размещается на первом этаже комплекса с отдельным выходом на спортивные площадки, расположенные на пришкольном участке. Гардероб делают общим, хотя в некоторых зарубежных и российских школах в рамках эксперимента обустраивают несколько гардеробных поэтажно либо для каждого класса. Также первый этаж занимает столовая. Иногда ее размещают на цокольном уровне здания между корпусами. Для обустройства котельной и подсобных помещений выделяют подвал.


На пришкольной территории организуется учебно-воспитательная и оздоровительная деятельность. На плане примыкающего к зданию школы участка необходимо отобразить:

  • физкультурно-оздоровительные объекты, включая стадион, площадки для игры в волейбол и баскетбол;
  • зоны для подвижных игр детей разных возрастных категорий;
  • зону отдыха, оборудованную скамьями;
  • хозяйственный блок;
  • участки для проведения учебных опытов (желательно).


Всего на возведение школьного здания тратится около 62-68 % от общей проектной стоимости комплекса. Сюда не включена мебель для классов и все необходимое для обучения оборудование. От этажности и компактности зданий в свою очередь зависят их эксплуатационные характеристики.


На учебный инвентарь и оборудование обычно расходуется 10 % от общей стоимости, хотя ежегодно наблюдается увеличение этих затрат. Это связано с необходимостью оснащать компьютерные классы новейшей техникой, приобретать актуальные, постоянно дорожающие учебники.

Отступление от типового проектирования школ



Проектирование школ и детских садов достигло сегодня небывалой актуальности. Города постоянно растут, строятся новые районы, нуждающиеся в инфраструктуре, в том числе в учебных заведениях. Типовые же проекты уже не удовлетворяют растущие потребности населения. Архитекторы непрерывно работают над новыми формами и решениями, стремясь к выразительности и индивидуальности каждого школьного комплекса.


В частности, разрабатываются проекты, воплощающие модульный подход. Он заключается в том, что школьное здание рассматривается как некая сборная конструкция, которая разбирается так же легко, как и возводится. Недостатком такого решения является его дороговизна, не оправдывающая возможную практическую выгоду. Но некоторые элементы данного подхода все же внедряются. Так, между двумя соседними помещениями планируется перегородка, которую при желании можно убрать, создав из двух помещений одно большое. Или, наоборот, в спортзале предусматривается возможность возвести две модульные стены и создать таким образом 3 небольших зала для занятий определенных групп.


Современные школьные комплексы должны быть непохожими друг на друга. Это обуславливается в том числе воспитательной функцией, ведь дети особенно ценят разнообразие и оригинальность, рассказывая впоследствии о родной школе исключительно в положительном контексте. Учебные комплексы, оборудованные спортивными зонами и крытыми бассейнами, обходятся весьма дорого. Но вклад в проектирование и строительство таких объектов можно считать стратегической инвестицией государственного уровня, поскольку экономия на детях недопустима.


Вместе с технологией строительства и архитектурой школьных комплексов развивается и само среднее образование. Необходимо обеспечивать их синхронное развитие, чтобы новые школы строились в соответствии с современными образовательными требованиями, а прогрессивные изменения в учебной программе в свою очередь не противоречили особенностям возведенных объектов.

11 современных принципов проектирования школ

  1. Функциональная вариативность


    Гибкость с точки зрения выполняемых функций подразумевает под собой не только возможность изменения назначения определенных зон, пространств и объектов школьной территории, но и многофункциональность учебного модуля. Предполагается проработка различных вариантов использования школьных помещений в зависимости от возрастных групп учащихся. В частности, должна быть обеспечена возможность смены методик и форм обучения, а также взаимозаменяемость главных функций начальной школы и детского сада.


  2. Функциональная емкость


    Данный показатель среди прочих оценивает эффективность использования школьного пространства и демонстрирует, насколько много функциональных возможностей можно вместить в минимальную площадь. Для достижения требуемого эффекта расширяются площади универсального предназначения за счет минимизации количества специализированных помещений. Общая компактность планировочных решений, многофункциональность залов и рекреационных зон, оборудованная эксплуатируемая крыша, помещения для совместного использования учащимися и учителями — все это обеспечивает высокую эффективность использования пространства.

  3. Преобладание общественных функций внутри школьного пространства


    При проектировании новой школы выделение социально важных функций обеспечивается композиционными средствами — группировкой сходных по функционалу зон, вертикальным объединением и горизонтальным зонированием пространства, масштабированием. Таким образом акцентируются приоритеты в учебно-воспитательной работе всех участников образовательного процесса.


    Школьное общественное пространство должно концентрировать в себе одновременно рекреационные и образовательные функции, служить местом пересечения потоков школьников. С точки зрения идейно-художественного аспекта эта зона воспринимается как некая агора или центральная площадь. В связи с этим именно здесь предпочтительно размещать смыслообразующие объекты информационного центра (библиотеку, стенды, медиапространства) и вертикально ориентированные элементы интерьера (амфитеатры, лестницы, атриум и т. д.).

    Это интересно!

    “Технический осмотр здания: этапы, порядок проведения”

    Подробнее

  4. Планировочная вариативность


    Объемно-планировочная структура учреждения должна быть гибкой. То есть, на протяжении всего периода функционирования школы необходимо выдерживать актуальность этой структуры на первоначальном уровне. Это достигается путем периодического изменения геометрических характеристик школьной территории и ее функционального зонирования, а именно, объединением, разделением пространства или его перераспределением. Гибкость планировочной структуры зависит от двух основных факторов — возможности менять планировку в течение одного занятия перестановкой мебели и аппаратуры, а также возможности менять функциональное наполнение пространства путем изменения геометрических параметров этого пространства.

  5. Трансформируемость и мобильность элементов пространства


    Некоторые компоненты школьной мебели и учебного оборудования могут участвовать в оптимизации пространства и контролировать его динамику благодаря использованию мобильных перегородок и трансформируемой мебели. В процессе проектирования здания школы используют 2 возможных типа трансформаций. В первом случае это достигается применением мобильного оборудования (ширм, перегородок). Второй тип характеризуется использованием мебели одновременно в качестве объектов для хранения и в качестве перегородок.


    Учебные пространства должны трансформироваться с учетом численности класса, группы, потока или коллектива. Необходимо также использовать мебель различных типов: складную, переносную, модульную, переносную и т. д.


  6. Эстетическая ценность


    В образовательной среде важно преодолевать ее низкие архитектурные качества, а также создавать содержательные общественные пространства. Выразительная архитектурно-художественная среда способна повлиять на интенсивность образовательных процессов, общую успеваемость школьников. Эстетика в архитектуре должна транслировать центральную идею в рамках выработанной педагогической концепции.

  7. Ослабление поведенческой регламентации


    Средствами архитектурных и планировочных решений снижается поведенческая регламентация учащихся. Такой принцип разделяет пространство на общественное и приватное. Иными словами, часть пространства отдается для проведения индивидуальных уроков, а также для предоставления школьникам возможности уединиться. Тем самым в процессе проектирования средней школы удовлетворяются потребности учащихся как в социальном, так и в индивидуальном аспектах.

  8. Доступность образовательного пространства


    Благодаря открытости такого пространства для школьников у них появляется выбор и нарабатывается опыт в самоопределении. С точки зрения идейно-художественного наполнения это выражается в прозрачности и доступности образовательных процессов, создается концептуальный базис для неформального образования. С архитектурно-планировочной позиции данный принцип выглядит как некая свободно изменяемая структура, мотивирующая школьников познавать новое. Причем, в этом процессе элементы досуга приобретают столь же важное значение, как и собственно обучение. За счет открытости пространства образуются твердые связи учащихся с окружением. В дальнейшем предполагается разделение этого пространства на функциональные зоны.

  9. Социокультурная значимость


    Территория школы рассматривается как культурный центр притяжения для всего района. Наряду со стандартными образовательными и воспитательными функциями школьное пространство удовлетворяет потребности местного сообщества. Осуществляется спортивно-оздоровительная, культурная и рекреационная деятельность для всех жителей окружающего района. В планировке школы учитывается свободный доступ к библиотечному фонду, спортивному и актовому залам.

  10. Экологичность


    Современная архитектура формирует класс школ нового типа, создаваемых не только для эффективного образовательного процесса, но также формирования экологически безопасного для здоровья детей пространства. Реализуется данный принцип несколькими методами. Внутреннее школьное пространство связывается с внешним окружением, в планировочный контекст включаются природные компоненты, отдается предпочтение естественным и возобновляемым источникам энергии.

  11. Устойчивость развития


    Определяется возможность развития школы, задается стратегическое направление, в котором будет развиваться школьная пространственная структура. Организация пространства выполняется с учетом будущего увеличения возможных вариантов планировочных решений. Реализуется это конструктивными и инженерными методами, позволяющими модифицировать планировку школы в процессе эксплуатации. То есть, обеспечивается возможность изменения конфигурации здания, пристроек и надстроек к нему.

Нормы проектирования школ и стоимость услуг



Строительные нормы и правила являются основной документацией, которой руководствуется специалист в процессе проектирования школ. Нормативные документы необходимо соблюдать для обеспечения требуемого уровня безопасности при строительных работах и эксплуатации здания. Обязательный комплект включает в себя:

  • СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»;
  • СанПиНы;
  • вневедомственные строительные нормы;
  • нормативную документацию по пожарной безопасности;
  • ГОСТы, включающие основные технические требования.


Стоимость готового проекта всегда индивидуальна и предварительно оговаривается с заказчиком. В процессе обсуждения проектировщик получает представление о плане грядущих работ и формирует итоговую сумму. На стоимость влияют несколько факторов:

  • Организационные моменты. Специалисты имеют возможность подключиться на любом этапе проектной работы для решения конкретных задач. Либо проектировщики обязуются выполнить проект с нуля «под ключ».
  • Сроки строительных работ. На срочный заказ стоимость проекта повышается.
  • Индивидуальный или сложный проект. Как правило, школьные здания возводятся по типовым проектам. Если же в него необходимо внести изменения либо выполнить полностью индивидуальный проект, сложность, а значит, и стоимость работы возрастет.

Переполненные классы в школах: что делать, если в классе слишком много детей

<<Лид>>

ЕГОР СОВЕТСКИЙ,

юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики

Почему много детей в классе — это плохо

Чем больше учеников в классе, тем ниже уровень образования. Эта связь становится очевидна, если рассмотреть проблему в деталях:

  • Проблемы с дисциплиной. 45 минут удерживать внимание 15 детей — задача непростая, а если детей 30 или больше — почти невыполнимая. В переполненных классах учителя едва ли не половину урока вынуждены успокаивать школьников вместо того, чтобы давать новые знания.
  • Высокая нагрузка на учителя. Чем больше учеников, тем больше домашних заданий и самостоятельных работ ежедневно проверяет учитель. Если он тратит на это всё свободное время, вести интересные и запоминающиеся уроки уже не остаётся сил.
  • Эпидемиологические трудности. Эта проблема была актуальна и до пандемии: чем больше детей в одном помещении, тем выше риск распространения вирусов. Ученики чаще вынуждены пропускать школу по болезни, отчего у них возникают пробелы в знаниях.

Какой класс считается переполненным

Согласно пункту 3.4.14 действующих санитарных правил (СП 2.4.3648-20) количество учеников в классе определяется нормой площади на одного обучающегося:

  • не менее 2,5 м² на обычных уроках;
  • не менее 3,5 м² на групповых или индивидуальных занятиях.

Место, которое занимают мебель и учебное оборудование, в расчёт не берутся.

Площадь стандартной классной комнаты — около 50 м². Следовательно, одновременно в ней могут заниматься не более 20 человек. К сожалению, это условие соблюдается не всегда, особенно в крупных городах, где в одном классе нередко учится больше 30 детей.

Фактически школы с переполненными классами нарушают закон, но едва ли в этом стоит винить их руководство. Зачастую у школ не хватает помещений, чтобы организовать больше классных комнат, да и число самих учебных заведений часто не соответствует количеству детей, проживающих поблизости.

Тем не менее родители могут изменить ситуацию. Ниже мы расскажем, как именно.

Что делать, если в классе слишком много учеников

Есть два варианта:

Вариант 1. Добиваться «расселения»

Обратитесь к руководству школы. Напишите заявление на имя директора (лучше всего коллективное, с подписями всех родителей класса) со ссылкой на действующие санитарные правила и просьбой решить проблему. Обязательно подготовьте документ в двух экземплярах: один для директора, второй для вас — пусть в канцелярии поставят отметку, что заявление получено.

В ответ администрация школы может оборудовать неиспользуемые помещения под новые классы или организовать учёбу в две смены. Однако велика вероятность, что школьное руководство не удовлетворит вашу просьбу.

В этом случае составьте письменное обращение в Министерство Образования вашего региона. Укажите контактную информацию (ФИО ваши и ребёнка, телефон, адрес и email), номер и контактные данные школы и суть нарушения. Обязательно приложите к заявлению копию обращения к директору, которое вы писали ранее. После этого в школе будет проведена проверка, вам придёт ответ с результатами.

Если региональное министерство затягивает с решением, обратитесь по телефону горячей линии в Министерство Просвещения РФ. Там вы сможете получить консультацию о дальнейших действиях и оставить обращение.

Чем больше родителей будут обращать внимание государства на то, что классы школ переполнены, тем быстрее будут строиться новые школы и тщательнее соблюдаться санитарные нормы.

В любом случае на строительство уйдут годы, которые вашему ребёнку придётся провести в переполненном классе. Но этого можно избежать, если воспользоваться вторым вариантом.

Вариант 2. Сменить форму получения образования

На дистанционном обучении не существует проблемы переполненных классов. Вместо душной классной комнаты ученики могут заниматься дома и везде, где есть интернет.

В «Домашней онлайн-школе Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, на которых учителя не тратят силы на поддержание дисциплины и всё время урока посвящают объяснению материала. Ученики общаются с учителем через чат, за порядком в котором следит модератор.

Наши мини-классы состоят из 8–15 человек. При таком количестве учеников преподаватель может найти подход к каждому ребёнку и помочь ему задействовать свои сильные стороны.

Воспользуйтесь демонстрационным доступом к нашей платформе и занимайтесь в «Фоксфорде» бесплатно в течение недели. Вы сможете познакомиться с преподавателями, посмотреть записи занятий, порешать домашние задания и оценить, насколько вам подходит такой формат.

Постановление штата о размере класса

Дебаты о размере класса — это непрекращающийся спор о том, соответствует ли меньший размер класса более высоким академическим достижениям. Было проведено множество исследований с противоречивыми результатами. Федеральное финансирование сокращения размера класса было непоследовательным. Федеральная программа 1999 г., разработанная специально для финансирования сокращения размера класса, была отменена Законом 2001 г. «Ни одного отстающего ребенка». Неубедительные результаты исследований сокращения размера класса оставляют разработчикам политики в области образования решать, должно ли сокращение размеров классов быть приоритетом штата в школьной реформе. . В этой статье обсуждаются некоторые из подходов, которые штаты использовали для регулирования размера классов, может ли текущий дефицит бюджета или другие меняющиеся условия оказать непреднамеренное влияние на инициативы по увеличению размера классов, а также то, что родители могут сделать в отношении размеров классов своего ребенка.

Законы штатов, ограничивающие размер класса

Несмотря на непрекращающиеся дебаты о плюсах и минусах сокращения размера класса, ряд штатов принял политику сокращения размера класса. Штаты подошли к сокращению размера класса различными способами. Некоторые начали с пилотных программ, а не с мандатов в масштабах штата. В некоторых штатах определены оптимальные размеры классов, в то время как в других штатах введены обязательные максимальные значения. В некоторых штатах инициативы по сокращению размера классов ограничены определенными классами или определенными предметами.

Вот три примера разнообразия положений законодательства штатов, касающихся сокращения размера класса.

Калифорния. Штат Калифорния стал лидером в содействии сокращению размера классов в 1996 году, когда он начал широкомасштабную программу сокращения размера классов с целью сокращения размера классов во всех классах от детского сада до третьего класса с 30 до 20 учеников или меньше. Стоимость программы составляла 1 миллиард долларов в год.

Флорида. Жители Флориды в 2002 году проголосовали за поправку к Конституции Флориды, чтобы установить максимальное количество учеников в классе. Максимальное количество зависит от уровня обучения. Для детей дошкольного возраста до третьего класса, четвертого класса до восьмого и девятого класса до 12 -й класс, конституционные максимумы составляют 18, 22 и 25 учеников соответственно. Школы, которые еще не соответствуют максимальным уровням, должны добиться прогресса в сокращении размера классов, чтобы к 2010 г. не был превышен максимальный уровень. Законодательный орган Флориды принял соответствующий закон с дополнительными правилами и рекомендациями для школ по достижению целей к 2010 г.

Грузия — Максимальный размер класса зависит от уровня обучения и предмета класса. Для детского сада максимальный размер класса составляет 18 человек или, если в классе есть штатный парапрофессионал, 20 человек. Доступно финансирование для сокращения размера класса детского сада до 15 учеников. Для классов с первого по третий максимальное количество учащихся составляет 21 человек; финансирование доступно для сокращения размера класса до 17 учеников. Для классов с четвертого по восьмой 28 – максимальный балл по английскому языку, математике, естественным наукам и общественным наукам. Однако для изобразительного искусства и иностранных языков в классах с K по восьмой максимальное количество учащихся составляет 33 человека. Максимум 32 и 35 учеников установлен для классов с 9 по 12, в зависимости от предмета курса. Местные школьные советы, которые не соблюдают требования, могут потерять финансирование всего класса или программы, которые не соответствуют требованиям.

Влияние бюджетных сокращений и сокращения набора учащихся

Когда бюджет на образование был профицитным, имело смысл преследовать конкретную цель по сокращению размеров классов, и некоторые штаты добились прогресса в достижении этих целей. Однако в условиях упадка экономики многие профициты превратились в дефициты. Несмотря на преимущества небольших классов, на практике размер класса в некоторых школах определяется скорее экономической необходимостью, чем политическими соображениями. Калифорния и Флорида — всего лишь два примера, когда сокращение бюджета сорвало цель по уменьшению размеров классов.

Штат Калифорния предоставил частичное финансирование своей общегосударственной программы сокращения размера классов, и местные школьные округа восполнили дефицит. Однако по мере того, как бюджеты сокращались, школам пришлось отказаться от других программ, чтобы сохранить цели сокращения классов. И поскольку бюджеты стали еще более жесткими, школьные округа вынуждены прекратить программу. В одном районе бюджетные ограничения привели к тому, что классы детских садов были увеличены до 33 учеников на одного учителя. Более того, калифорнийская программа неожиданно дала обратный эффект. Когда в пригородах открывались новые должности учителей, учителя из городских районов подали заявки и были наняты на эти должности. Вакансии в городских округах заполнялись неквалифицированными учителями. Некоторым городским учащимся совсем не помогли меньшие размеры классов, и, возможно, их положение было хуже из-за менее квалифицированных учителей.

Школы Флориды столкнулись с двойным кризисом сокращения бюджета и сокращения числа учащихся. Ожидается, что финансирование школ от лотереи Флориды сократится, поскольку ожидается снижение доходов от лотереи. Кроме того, по прогнозам, посещаемость школ по всему штату снизится на 1,6 процента. Финансирование зависит от количества студентов, поэтому сокращение набора приводит к уменьшению финансирования. Хотя школы могут продолжать получать 48 процентов финансирования на одного учащегося в течение одного года после снижения числа учащихся, это лишь частичная, временная подушка безопасности перед потерей финансирования. Конечно, маловероятно, что в такой среде можно добиться какого-либо сокращения размера класса. Подъем в экономике, вероятно, увеличил бы доходы от лотереи и обратил бы вспять снижение посещаемости школ. Вследствие неопределенности во Флориде существует большая озабоченность по поводу будущего государственных школ.

Влияние увеличения набора учащихся

Ограничение размера класса штата может противоречить другим законным целям местного школьного округа. Например, средний размер класса из 20 детей на одного учителя в Теннесси является обязательным для классов от детского сада до третьего. Однако государство не финансирует найм дополнительных учителей для соблюдения ограничений по размеру классов. Городские школы Мерфрисборо ожидают, что в следующем году количество учеников от детского сада до шестого класса увеличится на 240 человек. Округу придется потратить 2,8 миллиона долларов, чтобы приспособиться к прогнозируемому увеличению числа учащихся и поддерживать средний размер класса в 20 учеников, включая найм одного учителя специального образования, 12 обычных классных учителей и четырех ассистентов. Члены школьного совета не согласны с политикой размера класса. Некоторые члены школьного совета предпочли бы платить существующим учителям больше, чем нанимать дополнительных учителей. С другой стороны, другие члены школьного совета хотели бы, чтобы максимальный размер класса был уменьшен до 19 человек.в классах от детского сада до третьего. Однако мандат на размер класса будет контролировать, мешая местным школьным округам принимать решения о финансировании, основанные на потребностях конкретного сообщества.

Что могут сделать родители

Будет ли кто-нибудь из родителей оспаривать, что маленькие классы предпочтительнее больших в государственных школах? Родители, которые считают, что их ребенку нужна среда маленького класса, несомненно, рассмотрят возможность отдать своего ребенка в частную школу. Небольшое соотношение учителей и учеников часто называют основным преимуществом частного школьного образования. Однако частные школы также дороги и не подходят для многих семей.

Родители детей государственных школ ограничены в своих возможностях влиять на размер классных комнат своих детей. Возможно, лучший подход — узнать о размерах классов в школе, где учится ваш ребенок, и, если классы большие, участвовать в мероприятиях с ребенком, чтобы компенсировать отсутствие индивидуального внимания в школе. Ниже приведены шаги, которые родители могут предпринять в отношении размера класса.

  • Узнайте о количестве учеников в классах вашего ребенка.
  • Узнайте, действует ли в вашем штате программа сокращения классов, и если да, то узнайте, соответствует ли школа вашего ребенка требованиям программы.
  • Если в классе вашего ребенка от детского сада до третьего класса учится более 18 учеников, рассмотрите возможность для вашего ребенка посещать другую школу, в которой соотношение учителей и детей в начальных классах более благоприятное.
  • Если в классе вашего ребенка от детского сада до третьего класса учится более 18 учеников, компенсируйте недостаток надлежащего индивидуального внимания в школе, проводя больше времени дома за выполнением домашних заданий или других материалов, связанных со школьными предметами.
  • Посещайте собрания школьного совета и высказывайтесь за меньшие размеры классов, когда это позволяет повестка дня.
  • Если ваша семья подумывает о переезде, узнайте о размерах классов при выборе новых школ, в которых будет учиться ваш ребенок.
  • Если в вашем штате рассматривается законодательство о размерах классов, напишите сенатору штата и конгрессмену, чтобы выразить свое мнение о сокращении размеров классов.

Заключение

Многие штаты отреагировали на популярную в политическом плане идею сокращения размера класса, приняв законы, устанавливающие максимальный размер класса или определяющие оптимальные размеры. Законодателям штата, возможно, придется пересмотреть требования об обязательном снижении класса в свете меняющихся экономических условий или количества учащихся в школах. В штатах со все более ограниченными ресурсами для государственных школ сокращение размера класса может не иметь приоритета, и школьная система может не иметь другого выбора, кроме как позволить классам стать больше. Родители, обеспокоенные размерами классов, должны быть в курсе законодательства о размерах классов в своих штатах и ​​фактических размеров классов в школе, в которой учится их ребенок.

Вопросы? Свяжитесь с нами на Facebook. @publicschoolreview

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев
Disqus.comments на платформе Disqus

Насколько важен размер класса?

[vc_row][vc_column][vc_column_text]Источник: https://www.greatschools.org/gk/articles/class-size/

Сколько внимания уделяется учащимся в вашей школе?

Размер класса является одним из факторов, который следует учитывать при оценке эффективности школы. Но сам по себе маленький размер класса не гарантирует хорошего образования. Также важно учитывать качество преподавания, руководство школы, размер школы, степень участия родителей и другие факторы.

В чем разница между размером класса и соотношением учеников и учителей?

GreatSchools публикует информацию о размерах классов для школ в некоторых штатах и ​​информацию о соотношении учеников и учителей в других, в зависимости от того, что доступно в каждом штате от соответствующего Департамента образования штата. Важно понимать разницу между этими двумя типами данных и то, что они говорят о вашей школе.

Когда вы видите статистику размера класса на школьных страницах GreatSchools, это число относится к среднему размеру класса в школе. Некоторые классы могут быть больше или меньше среднего числа, которое вы видите. Это особенно верно в школах, в которых размер классов установлен государством, особенно в младших классах. В школах, в которых в классах от детского сада до 3-го предусмотрена обязательная численность учащихся в младших классах, в старших классах могут быть предусмотрены более крупные группы.

Соотношение числа учеников и учителей основано на делении общего количества преподавательского состава школы на общее количество учащихся. Таким образом, в это число могут входить учителя-специалисты по искусству, грамоте, учителя физкультуры и специального образования, которые могут обучать меньшие группы учащихся. В результате соотношение учеников и учителей может показывать меньшие цифры, чем фактический средний размер класса.

Соотношение числа учеников и учителей, которое во многих штатах основано на количестве учителей, работающих полный рабочий день (ЭПЗ), может оказаться высоким для школ, в которых работает большое количество учителей, работающих неполный рабочий день. Если, например, в небольшой школе работают четыре учителя, работающие неполный рабочий день, каждый из которых работает 25 % рабочего времени, соотношение учеников и учителей в этой школе будет рассчитываться на основе одного учителя вместо четырех (поскольку четыре учителя при 25 % рабочего времени — это равен одному штатному учителю). В результате соотношение учеников и учителей будет казаться выше, чем оно есть на самом деле. Если вы считаете, что данные вашей школы показывают исключительно высокое соотношение учеников и учителей, узнайте у директора школы, почему.

Что определяет «малый класс»?

Исследователи обнаружили, что повышение успеваемости обычно происходит, когда размер класса сокращается до менее 20 учеников.

Каковы преимущества небольших классов?

Было проведено множество исследований для оценки влияния сокращения размера класса. Хотя большинство исследований действительно показывают взаимосвязь между небольшим размером класса и повышением успеваемости учащихся, исследователи расходятся во мнениях относительно того, как интерпретировать результаты. Поскольку в обычном классе существует так много переменных — качество учителя, домашняя обстановка учеников, качество учебной программы, руководство школы — трудно делать окончательные выводы об успеваемости учащихся на основе размера класса. один. Другими словами, стратегии, эффективные в одних условиях, могут быть не столь же эффективными в других. Тем не менее, исследования, проведенные в течение ряда лет, указывают на ряд тенденций в результате уменьшения размера класса:

  • Выгоды, связанные с небольшими классами, обычно проявляются, когда размер класса сокращается до менее 20 учеников.
  • Успехи, связанные с небольшими классами, сильнее проявляются в младших классах.
  • Успехи выше у учащихся из групп, традиционно неблагополучных в плане образования, — меньшинств и иммигрантов.
  • Учащиеся старших классов получают выгоду от сокращения размера класса в начальных классах. У учащихся меньше шансов быть удержанными, больше шансов остаться в школе и больше шансов получить более высокие оценки.
  • Академические успехи — не единственное преимущество уменьшения размера класса. Недавнее исследование, опубликованное в Американском журнале общественного здравоохранения , показало, что сокращение размеров классов в начальных школах может быть более рентабельным, чем большинство мероприятий в области общественного здравоохранения и медицины. Это связано с тем, что учащиеся младших классов с большей вероятностью закончат среднюю школу, а выпускники средней школы зарабатывают больше, а также имеют значительно лучшее здоровье, чем бросившие школу.

Почему уменьшение размера класса в младших классах дает положительный эффект?

Исследователи в области образования подозревают, что сокращение размера класса в младших классах помогает учащимся добиваться успехов, потому что в небольшом классе больше возможностей для индивидуального взаимодействия между учеником и учителем. У учителей, как правило, более высокий моральный дух в небольшом классе, и они менее склонны чувствовать себя подавленными, имея множество учеников с разным опытом и уровнями успеваемости. В результате они с большей вероятностью обеспечат благоприятную среду. Один исследователь, Фредерик Мостеллер, отмечает: «Сокращение [размера классов в младших классах] снижает количество отвлекающих факторов в классе и дает учителю больше времени, чтобы уделять каждому ребенку».

В младших классах учащиеся только начинают знакомиться с правилами поведения в классе и выясняют, смогут ли они справиться с требованиями образования. Если у них будет больше возможностей взаимодействовать со своим учителем, они с большей вероятностью почувствуют, что могут справиться.

Эта теория также объясняет, почему уменьшение размера класса в старших классах может не иметь такого же эффекта на успеваемость. Учащиеся старших классов, которые, возможно, не имели преимуществ маленького класса в первые годы, уже сформировали свои привычки, хорошие и плохие, для того, чтобы справляться с окружающей средой в классе. Простого сокращения размера класса на этом уровне может быть недостаточно, чтобы изменить их образ жизни.

Движение за сокращение размеров классов в государственных школах

В последние годы по всей стране наблюдается движение за сокращение размеров классов в государственных школах. В конце 1990-х годов, когда государственная казна была полна, было политически популярно сокращать размеры классов по всем направлениям в младших классах, чтобы направить доллары на образование таким образом, чтобы понравиться избирателям. В настоящее время более половины штатов имеют программы сокращения размера классов в государственных школах.

Федеральное правительство вскочило на подножку в 1998 с федеральной инициативой по сокращению размера класса. С 1999 по 2000 год федеральное правительство выделило 2,6 миллиарда долларов, что позволило штатам и школьным округам нанять больше учителей и сократить размер классов.

Сокращение размера класса — это привлекательный и наглядный способ для штатов и государственных школ продемонстрировать, что они улучшают качество образования. Поскольку классы меньшего размера позволяют учителям уделять больше времени обучению и меньше времени управлению классом, классы меньшего размера пользуются популярностью у профсоюзов учителей и администраторов. Многие исследования показали повышение успеваемости учащихся, меньшее количество проблем с дисциплиной, а также улучшение морального духа учителей и их удержание в результате сокращения размера класса. Но многие исследователи задаются вопросом, перевешивают ли затраты выгоды.

Непредвиденные последствия

Помимо высоких затрат, сокращение размера класса может иметь непредвиденные последствия. Когда в 1996 году Калифорния сократила размер класса, штат обнаружил, что в нем не хватает учителей-ветеранов или классных комнат, чтобы справиться с этой задачей. Школы были вынуждены нанять новых учителей и добавить переносные классы, чтобы соответствовать распоряжению штата. Школы столкнулись с дилеммой: действительно ли лучше иметь небольшие классы с неопытным учителем или большие классы с опытными учителями?

Избиратели в штате Флорида в 2002 году одобрили поправку о сокращении размера классов, согласно которой в классах от дошкольного до третьего класса должно быть не более 18 учеников, не более 22 в классах с четвертого по восьмой классы и не более 25 в классах средней школы к 2010 году. По оценкам Совета по образованию штата, Флориде потребуется потратить 2 миллиарда долларов, чтобы построить достаточно классных комнат, чтобы удовлетворить требования поправки.

Почему меньших классов недостаточно

В Калифорнии, где в 1996 году началось сокращение размера класса, исследование показало лишь скромное влияние на успеваемость. Этот разочаровывающе небольшой прирост объясняется следующим:

  • Финансирование сокращения размера класса на одного учащегося было недостаточным, чтобы покрыть расходы на и без того недофинансированные округа.
  • Школьным округам пришлось нанять новых учителей, многие из которых не имеют сертификатов, чтобы удовлетворить потребности в уменьшении размеров классов.
  • Серьезные проблемы переполненности вынудили школы «каннибализировать» другие необходимые помещения — специальные учебные классы, детские сады, художественные и музыкальные классы, спортивные залы — или арендовать переносные классы, чтобы удовлетворить потребность в дополнительных классах.
  • Высокие затраты на сокращение размера класса затруднили финансирование других образовательных потребностей.

Опыт Калифорнии позволяет извлечь важный урок. Сокращение размера класса само по себе не является решением всех проблем в образовании. Чтобы классная комната была эффективной, в ней должен быть квалифицированный учитель и соответствующие условия. Взвешивая преимущества сокращения размера класса, школы, округа и штаты должны учитывать следующие вопросы:

  • Хватит ли ресурсов для обеспечения высококвалифицированных учителей?
  • Будут ли обеспечены необходимые классы?
  • Отнимет ли вложение средств на сокращение размера класса средства на другие программы, такие как искусство, музыка и уход за детьми?

Насколько важен размер школы?

Размер школы может иметь не меньшее значение, чем размер класса, для влияния на поведение учащихся. Отчет Совета по образованию штата Северная Каролина за апрель 2000 года о взаимосвязи между размером школы, успеваемостью и поведением учащихся прекрасно резюмировал исследования в этой области. Для учащихся начальной школы существует обратная зависимость между размером школы и успеваемостью учащихся: меньшие по размеру начальные школы связаны с более высокими достижениями.

Для старшеклассников отношения не такие прямолинейные, потому что учащиеся в небольших школах не обязательно лучше успевают в учебе; на самом деле, одно исследование показало, что учащиеся школ среднего размера (от 600 до 900 учеников) успевают лучше, чем учащиеся малых и больших школ. Однако исследования показывают, что небольшие школы связаны с множеством других преимуществ для старшеклассников: у них меньше шансов бросить учебу или быть исключенными; у них лучше посещаемость; они с большей вероятностью будут участвовать во внеклассных мероприятиях; и они с большей вероятностью получат высшее образование.

Другие важные факторы, которые необходимо учитывать

Рабочая нагрузка учителей

В старших классах важно учитывать не только количество учеников в классе, но и характер класса, а также предмет, который преподает учитель. Например, у учителя математики может не быть проблем с проведением урока математики продвинутого уровня или нескольких уроков математики с 35-40 учениками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*