Размеры класса в стандартной школе: ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ | Архитектура и Проектирование

Размеры класса в стандартной школе: ВЕЛИЧИНА И ФОРМА КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ | Архитектура и Проектирование

Содержание

Проектирование школ: этапы, нюансы и принципы


В этой статье:

  • Этапы строительства школ в России
  • Важные нюансы проектирования школ
  • Виды школьных комплексов
  • Блочный комплекс школы
  • Отступление от типового проектирования школ
  • 11 современных принципов проектирования школ
  • Нормы проектирования школ и стоимость услуг


Проектирование школ сегодня как никогда актуально. Благодаря нацпроекту «Образование» в России обратили пристальное внимание нехватку мест в учебных заведениях для учеников 1-11 классов. Из-за этого учителя отрабатывают в день по три смены. Но ситуация должна улучшиться к 2024 году. До этого времени рассчитан нацпроект, в рамках которого строятся новые школы в российских городах.


Примечательно, что открываются уже не привычные для нас заведения с типичной планировкой, а действительно современные учреждения. В расчет берется все: от введения новых кабинетов до удобств для детей-инвалидов. Если так продолжится и дальше, то наша страна уверенно ворвется в ТОП-10 держав по качеству образования.

Этапы строительства школ в России



В школьный период люди формируются в физическом и духовном смысле, получают базовые знания, требуемые для выбора подходящей профессии в будущем. И в этот процесс активно вовлекаются не только родители, воспитатели и учителя, но также архитекторы, проектирующие здания, в которых ученики проводят значительную часть своего времени. Создаваемые проекты должны учитывать благородную миссию по подготовке детей к взрослой жизни. Планировка школьного комплекса при этом обеспечивает комфортное и непринужденное времяпрепровождение учеников в течение всего учебного дня.


Общеобразовательная школа является самым массовым типом государственных объектов образования, поэтому проектирование школьных учреждений в прежние времена осуществлялось по типовым и практически одинаковым проектам.


На сегодняшний день до сих пор не существует единого мнения, как должны выглядеть современные школьные здания, несмотря на наличие давно разработанных нормативов. К тому же массово стали появляться частные школы, возводимые в самых разнообразных архитектурных решениях и отличающиеся большим диапазоном стоимости проектирования.



Стандартный план строительства включает в себя несколько этапов, наиболее важными из которых являются:

  • выбор места расположения школы;
  • проектирование здания;
  • вычисление общего бюджета, включающего стоимость строительных работ и материалов;
  • определение сроков возведения с разбивкой по годам;
  • подготовка рабочей документации по архитектурной и конструкторской частям;
  • этап согласования и утверждения проекта всеми требуемыми инстанциями;
  • проведение конкурса по выбору подрядной организации;
  • этап строительства.

Существуют определенные рекомендации по проектированию школы. В частности, школьные строения желательно размещать рядом с территориями озеленения: парками, скверами, бульварами. При этом место возведения школы стремятся выбирать таким образом, чтобы пути следования учащихся из дома и домой не пересекали оживленные улицы и автомагистрали. Школы-интернаты, предусматривающие спальные помещения, размещают в пригородных или относительно тихих городских зонах.


Проект школьного комплекса обязательно должен включать в себя территории озеленения, занимающие примерно половину площади всего участка.

Важные нюансы проектирования школ

  • Расположение в городской черте


Участок для строительства следует выбирать в климатически благоприятном районе. Территория должна быть защищена от запыления, а также удалена от трамвайных и железнодорожных путей, аэродромов и оживленных улиц.


Если участок обладает сложным рельефом, здание строится на наиболее высоких точках, обеспечивающих широкий обзор окружающей местности. При этом выбор территории строительства должен быть обусловлен удобством расположения для учащихся в пределах зоны их обслуживания и близостью к линиям общественного транспорта. Необходимо обеспечить безопасность пешеходного движения на всем пути школьников от дома до школы.

  • Размеры школьной территории



Площадь земельного участка выбирается таким образом, чтобы на одного учащегося приходилось порядка 25-30 кв. м. Сюда включается также пятно застройки. Школа с одним классным помещением должна занимать как минимум 1000 кв. м. С каждым последующим классом эта минимальная площадь увеличивается на 300 кв. м.

  • Расположение учебных помещений


Помещения, предназначенные непосредственно для обучения, не рекомендуется располагать выше 4-го этажа здания. Дети с особенностями развития и инвалиды могут обучаться только на первом этаже.


Школа должна иметь окна в учебных помещениях и располагаться при этом не менее чем в 8-ми метрах от соседних зданий. Такое же расстояние выдерживается до границ участка.

Это интересно!

“Первичная документация в строительстве: перечень форм”

Подробнее


Между наружными стенами учебных классов должно быть как минимум 12 м, при условии что данные помещения освещаются только через проемы в стенах.


При проектировании общеобразовательной школы на территории ее участка разбивается рекреационный двор, площадь которого определяется из расчета 5 кв. м на одного учащегося, но не менее 400 кв. м. Данный двор должен иметь покрытие, не дающее пыль. К примеру, недопустимо покрывать поверхность гравием, щебнем и шлаком.

  • Учебные помещения


Окна помещений не должны выходить на север, северо-восток и северо-запад. Это допускается лишь в отношении чертежных и иных специализированных классов. От излишней инсоляции помещения следует также защищать.


Минимальная площадь оконных проемов составляет 1/5 часть площади пола. Если снаружи стен запроектированы выступающие элементы (например, балконы), которые влияют на естественное освещение, они тоже учитываются. То есть, площади этих элементов суммируются с площадью пола.


Помещения шириной более 6,5 м требуют естественного освещения с двух сторон. Объем учебного кабинета рассчитывается исходя из минимально допустимых 4 куб. м на одного человека. При этом высота помещения должна быть как минимум 3 м в свету. Точное значение данного параметра выбирается в зависимости от текущей освещенности под влиянием наружных факторов — деревьев и соседних зданий. Так, при ширине (или глубине) учебного класса в районе 6-8 м высота потолка должна быть в диапазоне от 3,25 до 3,75 м. Наконец, регламентируется максимальное расстояние от пола до подоконников у основных оконных проемов — оно составляет 0,9 м.

  • Коммуникации



После создания планировки будущей школы начинается этап проектирования коммуникаций. Последовательно разрабатываются проекты технического и питьевого водопровода, бытовой, напорной и производственной канализационной сетей. Далее особую важность имеет обустройство приточно-вытяжной вентиляции.


В процессе проектирования современной школы необходимо обеспечить искусственное внутреннее освещение, способствующее эффективному получению информации без вреда для зрения школьников. С этой целью разрабатывается проект электроснабжения здания. Не меньшую важность здесь имеет и наружное освещение.

  • Пожарная безопасность


Проектирование системы пожарной безопасности сводится главным образом к оснащению учебного здания противопожарным оборудованием, состоящим из различных датчиков, извещателей и тревожных кнопок. Кроме того, разрабатывается система оповещения и план эвакуации людей с последующей установкой специальных указателей. Определенные помещения требуют обустройства системы автоматического пожаротушения.

Виды школьных комплексов


Перед разработкой плана строительства определяются предназначение и тип учебного заведения. По стадиям обучения школьные комплексы могут быть:

  • начальными;
  • неполными средними;
  • средними.


По специализации школы классифицируются на:

  • музыкальные;
  • спортивные;
  • с углубленным изучением определенных предметов;
  • с преподаванием на иностранных языках;
  • и т. д.


Одной из особенностей проектирования школ является разработка с учетом назначения учебного заведения и выбранной образовательной направленности. В соответствии с этим подбирается необходимое для процесса обучения оборудование и проектируются учебные помещения с особыми характеристиками.



Размеры будущей школы определяются в основном планируемым количеством учащихся. Этот показатель является базисным при разработке плана здания. Типовой проект школьного комплекса регламентирует максимальное число учащихся: 1728 человек для общеобразовательной школы, 560 человек для школы-интерната. При этом устанавливается наполняемость классов. Для учеников 1-8 классов она составляет 40 мест, для учеников 9-11 классов — 36 мест, для школьников вечерней формы обучения — 20 мест.


На основе наполняемости определяется минимальная площадь классного помещения из расчета 1,5 кв. м на одного ученика, но не менее 50 кв. м. Высота потолков, составляющая как минимум 3 м, обеспечивает комфорт в процессе обучения, но вместе с тем это существенно повышает стоимость возведения и последующей эксплуатации здания.


Данные параметры все же считаются среднестатистическими. Они отражаются в проектном плане, но в процессе реализации могут корректироваться в зависимости от фактических потребностей, диктуемых текущей демографической ситуацией.


Существует также классификация по композиции школьных комплексов. Используются следующие схемы:

  • централизованная;
  • павильонная;
  • блочная.


Первый вариант характеризуется единственным главным корпусом небольшой вместимости и пристройками, где располагаются спортивный зал, специализированные учебные кабинеты и другие вспомогательные помещения. За счет своей компактности такой тип комплекса обеспечивает высокую теплосберегаемость и относительно низкие расходы на обслуживание. Кроме того, сокращаются переходы учащихся и персонала между помещениями. Данное решение особенно оправдывает себя при дефиците места под строительство, а также в районах Крайнего Севера, где важным фактором является минимизация теплопотерь здания.


Павильонная схема представляет собой несколько несвязанных между собой учебных корпусов. Такой вариант предпочтителен при возведении комплекса на сложном рельефе либо в сейсмически опасном регионе. Благодаря изолированности корпусов друг от друга в них не проникают посторонние запахи и звуки. Кроме того, данная компоновка надежнее защищает постройки от землетрясений и оползней. Вместе с тем ухудшается взаимосвязь между корпусами и заметно повышается стоимость их возведения за счет увеличения суммарной длины коммуникаций.

Блочный комплекс школы



При архитектурном проектировании школ данная схема сегодня является наиболее распространенной. Представляет собой несколько соединенных между собой корпусов. Рассмотрим этот вариант более подробно.


При разработке поэтажного плана в него необходимо включить:

  • два учебных блока по бокам участка и одну открытую зону, размещаемую на всей территории;
  • общий или раздельный для возрастных групп вестибюль, позволяющий свободно проходить в любую часть здания;
  • подъездную зону, доступную в том числе для инвалидов-колясочников и оборудованную пандусами, дорожками с малым уклоном и дополнительными поручнями;
  • ограждение школьного участка с доступом на территорию со стороны жилых районов;
  • парковочную зону как для сотрудников, так и для встречающих и провожающих родителей, обязательно изолированную от школьного двора.


Каждый учебный блок обычно ограничивают по высоте в 3 этажа — это обычная практика при проектировании школ. Нормы проектирования тем не менее допускают в условиях городской застройки возведение 4-этажных зданий. При этом размещать учебные помещения для младших классов на последнем этаже запрещено. С увеличением этажности здания заметно снижается стоимость прокладки коммуникаций за счет уменьшения их общей длины. Это можно проверить на примерах возведения одноэтажных начальных школ.


При реализации блочной схемы здания ориентируют таким образом, чтобы обеспечивалось достаточное естественное освещение помещений, но не возникали солнечные блики на школьной доске, которые ухудшают восприятие написанной на ней информации. Если же лучи солнца светят прямо в глаза учащимся, необходимо оборудовать окна защитными козырьками либо регулируемыми жалюзи. Но вместе с тем в стремлении избавить помещения от излишнего солнечного света располагать их оконными проемами на север не следует.


Учебные кабинеты, оснащенные специализированным оборудованием для определенной возрастной категории школьников, всевозможные лаборатории, а также учительскую и медпункт размещают в одном корпусе. Чаще всего классные помещения располагают в продольном направлении здания с односторонним естественным освещением. Планировки с квадратным и поперечным расположением комнат и окнами, выходящими на две стороны, встречаются реже.


Второй функциональный блок занимают следующие помещения:

  • спортзал с раздевалкой, душевыми кабинами и раздельными туалетами;
  • столовая с барной зоной для выдачи витаминных напитков;
  • библиотека с читальным залом;
  • мастерские для производственных занятий;
  • компьютерные классы;
  • актовый зал, включая эстраду и костюмерную комнату;
  • лыжная база;
  • медпункт.



Проектирование школы в настоящее время часто осуществляется в рамках 4-блочного школьного комплекса, где для начальных и дошкольных подготовительных классов отводится 4-й блок. Там же размещаются группы продленного дня. Для дошкольников и младших школьников оборудуются отдельные учебные и гардеробные помещения, санузлы, спальни для дневного сна, а также кабинет логопеда.


Такая схема школы, совмещающая несколько функциональных зон в одном здании, но предполагающая их разделение по возрастным группам, типична для европейской методики обучения. Американская модель, напротив, предлагает школьникам разных возрастов тесно контактировать друг с другом.


Спортзал размещается на первом этаже комплекса с отдельным выходом на спортивные площадки, расположенные на пришкольном участке. Гардероб делают общим, хотя в некоторых зарубежных и российских школах в рамках эксперимента обустраивают несколько гардеробных поэтажно либо для каждого класса. Также первый этаж занимает столовая. Иногда ее размещают на цокольном уровне здания между корпусами. Для обустройства котельной и подсобных помещений выделяют подвал.


На пришкольной территории организуется учебно-воспитательная и оздоровительная деятельность. На плане примыкающего к зданию школы участка необходимо отобразить:

  • физкультурно-оздоровительные объекты, включая стадион, площадки для игры в волейбол и баскетбол;
  • зоны для подвижных игр детей разных возрастных категорий;
  • зону отдыха, оборудованную скамьями;
  • хозяйственный блок;
  • участки для проведения учебных опытов (желательно).


Всего на возведение школьного здания тратится около 62-68 % от общей проектной стоимости комплекса. Сюда не включена мебель для классов и все необходимое для обучения оборудование. От этажности и компактности зданий в свою очередь зависят их эксплуатационные характеристики.


На учебный инвентарь и оборудование обычно расходуется 10 % от общей стоимости, хотя ежегодно наблюдается увеличение этих затрат. Это связано с необходимостью оснащать компьютерные классы новейшей техникой, приобретать актуальные, постоянно дорожающие учебники.

Отступление от типового проектирования школ



Проектирование школ и детских садов достигло сегодня небывалой актуальности. Города постоянно растут, строятся новые районы, нуждающиеся в инфраструктуре, в том числе в учебных заведениях. Типовые же проекты уже не удовлетворяют растущие потребности населения. Архитекторы непрерывно работают над новыми формами и решениями, стремясь к выразительности и индивидуальности каждого школьного комплекса.


В частности, разрабатываются проекты, воплощающие модульный подход. Он заключается в том, что школьное здание рассматривается как некая сборная конструкция, которая разбирается так же легко, как и возводится. Недостатком такого решения является его дороговизна, не оправдывающая возможную практическую выгоду. Но некоторые элементы данного подхода все же внедряются. Так, между двумя соседними помещениями планируется перегородка, которую при желании можно убрать, создав из двух помещений одно большое. Или, наоборот, в спортзале предусматривается возможность возвести две модульные стены и создать таким образом 3 небольших зала для занятий определенных групп.


Современные школьные комплексы должны быть непохожими друг на друга. Это обуславливается в том числе воспитательной функцией, ведь дети особенно ценят разнообразие и оригинальность, рассказывая впоследствии о родной школе исключительно в положительном контексте. Учебные комплексы, оборудованные спортивными зонами и крытыми бассейнами, обходятся весьма дорого. Но вклад в проектирование и строительство таких объектов можно считать стратегической инвестицией государственного уровня, поскольку экономия на детях недопустима.


Вместе с технологией строительства и архитектурой школьных комплексов развивается и само среднее образование. Необходимо обеспечивать их синхронное развитие, чтобы новые школы строились в соответствии с современными образовательными требованиями, а прогрессивные изменения в учебной программе в свою очередь не противоречили особенностям возведенных объектов.

11 современных принципов проектирования школ

  1. Функциональная вариативность


    Гибкость с точки зрения выполняемых функций подразумевает под собой не только возможность изменения назначения определенных зон, пространств и объектов школьной территории, но и многофункциональность учебного модуля. Предполагается проработка различных вариантов использования школьных помещений в зависимости от возрастных групп учащихся. В частности, должна быть обеспечена возможность смены методик и форм обучения, а также взаимозаменяемость главных функций начальной школы и детского сада.


  2. Функциональная емкость


    Данный показатель среди прочих оценивает эффективность использования школьного пространства и демонстрирует, насколько много функциональных возможностей можно вместить в минимальную площадь. Для достижения требуемого эффекта расширяются площади универсального предназначения за счет минимизации количества специализированных помещений. Общая компактность планировочных решений, многофункциональность залов и рекреационных зон, оборудованная эксплуатируемая крыша, помещения для совместного использования учащимися и учителями — все это обеспечивает высокую эффективность использования пространства.

  3. Преобладание общественных функций внутри школьного пространства


    При проектировании новой школы выделение социально важных функций обеспечивается композиционными средствами — группировкой сходных по функционалу зон, вертикальным объединением и горизонтальным зонированием пространства, масштабированием. Таким образом акцентируются приоритеты в учебно-воспитательной работе всех участников образовательного процесса.


    Школьное общественное пространство должно концентрировать в себе одновременно рекреационные и образовательные функции, служить местом пересечения потоков школьников. С точки зрения идейно-художественного аспекта эта зона воспринимается как некая агора или центральная площадь. В связи с этим именно здесь предпочтительно размещать смыслообразующие объекты информационного центра (библиотеку, стенды, медиапространства) и вертикально ориентированные элементы интерьера (амфитеатры, лестницы, атриум и т. д.).

    Это интересно!

    “Технический осмотр здания: этапы, порядок проведения”

    Подробнее

  4. Планировочная вариативность


    Объемно-планировочная структура учреждения должна быть гибкой. То есть, на протяжении всего периода функционирования школы необходимо выдерживать актуальность этой структуры на первоначальном уровне. Это достигается путем периодического изменения геометрических характеристик школьной территории и ее функционального зонирования, а именно, объединением, разделением пространства или его перераспределением. Гибкость планировочной структуры зависит от двух основных факторов — возможности менять планировку в течение одного занятия перестановкой мебели и аппаратуры, а также возможности менять функциональное наполнение пространства путем изменения геометрических параметров этого пространства.

  5. Трансформируемость и мобильность элементов пространства


    Некоторые компоненты школьной мебели и учебного оборудования могут участвовать в оптимизации пространства и контролировать его динамику благодаря использованию мобильных перегородок и трансформируемой мебели. В процессе проектирования здания школы используют 2 возможных типа трансформаций. В первом случае это достигается применением мобильного оборудования (ширм, перегородок). Второй тип характеризуется использованием мебели одновременно в качестве объектов для хранения и в качестве перегородок.


    Учебные пространства должны трансформироваться с учетом численности класса, группы, потока или коллектива. Необходимо также использовать мебель различных типов: складную, переносную, модульную, переносную и т. д.


  6. Эстетическая ценность


    В образовательной среде важно преодолевать ее низкие архитектурные качества, а также создавать содержательные общественные пространства. Выразительная архитектурно-художественная среда способна повлиять на интенсивность образовательных процессов, общую успеваемость школьников. Эстетика в архитектуре должна транслировать центральную идею в рамках выработанной педагогической концепции.

  7. Ослабление поведенческой регламентации


    Средствами архитектурных и планировочных решений снижается поведенческая регламентация учащихся. Такой принцип разделяет пространство на общественное и приватное. Иными словами, часть пространства отдается для проведения индивидуальных уроков, а также для предоставления школьникам возможности уединиться. Тем самым в процессе проектирования средней школы удовлетворяются потребности учащихся как в социальном, так и в индивидуальном аспектах.

  8. Доступность образовательного пространства


    Благодаря открытости такого пространства для школьников у них появляется выбор и нарабатывается опыт в самоопределении. С точки зрения идейно-художественного наполнения это выражается в прозрачности и доступности образовательных процессов, создается концептуальный базис для неформального образования. С архитектурно-планировочной позиции данный принцип выглядит как некая свободно изменяемая структура, мотивирующая школьников познавать новое. Причем, в этом процессе элементы досуга приобретают столь же важное значение, как и собственно обучение. За счет открытости пространства образуются твердые связи учащихся с окружением. В дальнейшем предполагается разделение этого пространства на функциональные зоны.

  9. Социокультурная значимость


    Территория школы рассматривается как культурный центр притяжения для всего района. Наряду со стандартными образовательными и воспитательными функциями школьное пространство удовлетворяет потребности местного сообщества. Осуществляется спортивно-оздоровительная, культурная и рекреационная деятельность для всех жителей окружающего района. В планировке школы учитывается свободный доступ к библиотечному фонду, спортивному и актовому залам.

  10. Экологичность


    Современная архитектура формирует класс школ нового типа, создаваемых не только для эффективного образовательного процесса, но также формирования экологически безопасного для здоровья детей пространства. Реализуется данный принцип несколькими методами. Внутреннее школьное пространство связывается с внешним окружением, в планировочный контекст включаются природные компоненты, отдается предпочтение естественным и возобновляемым источникам энергии.

  11. Устойчивость развития


    Определяется возможность развития школы, задается стратегическое направление, в котором будет развиваться школьная пространственная структура. Организация пространства выполняется с учетом будущего увеличения возможных вариантов планировочных решений. Реализуется это конструктивными и инженерными методами, позволяющими модифицировать планировку школы в процессе эксплуатации. То есть, обеспечивается возможность изменения конфигурации здания, пристроек и надстроек к нему.

Нормы проектирования школ и стоимость услуг



Строительные нормы и правила являются основной документацией, которой руководствуется специалист в процессе проектирования школ. Нормативные документы необходимо соблюдать для обеспечения требуемого уровня безопасности при строительных работах и эксплуатации здания. Обязательный комплект включает в себя:

  • СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»;
  • СанПиНы;
  • вневедомственные строительные нормы;
  • нормативную документацию по пожарной безопасности;
  • ГОСТы, включающие основные технические требования.


Стоимость готового проекта всегда индивидуальна и предварительно оговаривается с заказчиком. В процессе обсуждения проектировщик получает представление о плане грядущих работ и формирует итоговую сумму. На стоимость влияют несколько факторов:

  • Организационные моменты. Специалисты имеют возможность подключиться на любом этапе проектной работы для решения конкретных задач. Либо проектировщики обязуются выполнить проект с нуля «под ключ».
  • Сроки строительных работ. На срочный заказ стоимость проекта повышается.
  • Индивидуальный или сложный проект. Как правило, школьные здания возводятся по типовым проектам. Если же в него необходимо внести изменения либо выполнить полностью индивидуальный проект, сложность, а значит, и стоимость работы возрастет.

В учёбе и стены помогают. Как планировка школьного здания влияет на успеваемость в классе?

Фото: Марина Битянова/ Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Школьное здание перестает быть только инженерным сооружением. Теперь это составляющая образовательного процесса. Сегодня, когда методист садится за разработку учебного курса, он думает еще и том, как лучше расставить парты и где проводить занятие: в классе, рекреации или даже на улице. Как формировать образовательное пространство и почему это важно, «Педсовету» рассказала Марина Битянова — директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», эксперт в области психологии образования.

Образовательное пространство: что это и почему важно

Образовательное пространство — это все то, из чего состоит школа. Это архитектура здания, внутренние планировки, размеры класса, мебель, оборудование. Все эти составляющие взаимосвязаны и влияют на обучение. 

Еще лет 30 назад нас мало беспокоил размер вестибюля в школе. Зашли в здание — и бегом дальше, по своим делам. Сейчас ситуация поменялась. В 21 веке, который называют эпохой большого дизайна, человек не столько познает мир, сколько в нем обустраивается. Поменялось представление о том, каким должно быть место, где мы живем, учимся и работаем. Человеку захотелось свободного, функционального, наполненного воздухом пространства, которым получается управлять и трансформировать под свои нужды. Это общая культурологическая тенденция, которая затронула и образование. 

Перемены начались совсем недавно: восемь—десять  лет назад. Если посмотреть на проекты новых школ, мы увидим очевидный прогресс: мы уходим от традиционных школьных зданий, больше похожих на фабрики, к учебным корпусам совсем другого типа.

 
Проект лицея в Павловске


Материалы по теме:

  • Больше шалостей! Новые идеи в школьной архитектуре
  • Школа для жизни становится реальностью московского образования

Образовательное пространство постепенно начинает выполнять очень важную роль: способствовать достижению образовательных целей. Главное — грамотно его обустроить. 

Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.

Что в программе?

— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.

— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.

— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.

А что в итоге?

Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

 

Как создавать образовательное пространство 

Проектируя здание школы, необходимо учитывать несколько принципов.

Функциональность 

Можно построить очень красивое здание, сделать большой внутренний двор и широкие галереи. Но весь этот комплекс потеряет всякий смысл, если он не будет иметь прямого отношения к обучению. 

Функциональность — это когда любое место в школе, даже туалет, решает определенные образовательные задачи. Если управлять пространством исходя из этого принципа, для школьного образования откроются новые возможности.

Например, если разместить кабинеты биологии, химии и физики на одном этаже и сделать для них единую рекреацию, в школе получится создать естественно-научный кластер с единым общественным пространством. Там будет легко организовать экспериментариум, лектории, встречи, различные формы групповой работы.

Безопасность

Безопасная среда — это открытое и защищенное от насилия пространство. Чтобы в школе не было места буллингу, полезно избавиться от темных закутков, «подлестниц» — сделать их проходимыми и открытыми для всех. А большие окна на улицу, прозрачные перегородки между классом и коридором добавят света, открытости и ощущения связи со школьным сообществом и миром за пределами здания.

Мобильность

Мобильность позволяет быстро передвигать мебель и оборудование, устанавливать ширмы и перегородки. Такое пространство обладает важным качеством — способностью к трансформации. В случае необходимости оно становится больше, шире или уже в зависимости от образовательных задач. 

Сделать пространство класса мобильнее помогают, например, одноместные парты: они легче, и из них быстро можно создать любые конфигурации. Просто передвигая их во время урока, получится реализовать интегрированный сценарий: кто-то работает самостоятельно в группе, кто-то — индивидуально, кто-то — с учителем. Это зависит от способностей и уровня обученности учеников. При этом у каждого свой темп и все чувствуют себя комфортно.  

Мобильность позволяет наладить индивидуальный подход к детям с особенностями развития. Например, ребенку, который устает и начинает мешать другим, можно выделить пространство с ширмой в конце класса. 

 
Проекты школьных помещений

Как писать учебную программу под образовательное пространство

Прежде чем связывать возможности пространства с методической программой, необходимо определиться с целями. Они могут быть:

Следующий шаг — решить, как организовать обучение, чтобы достичь этих целей. И здесь полезно мыслить сценарием: сгенерировать в голове (а может, и на бумаге) своеобразный фильм и расписать, чем конкретно участники образовательного процесса займутся в соответствии с образовательной программой.

  • Будут только сидеть и слушать? 
  • Будут работать в группах? 
  • Будут работать с доской или у каждого будет свой планшет? 
  • Будет ли гибридное обучение и кто-то из учеников подключится к уроку через сеть?
  • Будет ли практикум, когда дети что-то лепят и клеят? 

Только ответив на эти вопросы, можно обдумывать, как организовать пространство для обучения. Если будет много групповой работы, удобнее использовать одноместные парты: их легче сдвигать и компоновать друг с другом. Если на уроке дети работают с планшетами, доска и фронтальная рассадка не нужны. При гибридном обучении понадобится дополнительное оборудование, а для практикума — специальные рабочие места.

Когда методист пишет учебную программу, его задача — соотнести, каким будет пространство по целеобразованию, и наоборот, продумать, какие цели правильнее всего реализовывать в уже существующем пространстве. 

Готовы ли школы к переменам?

На первый взгляд может показаться, что сформировать свое образовательное пространство под силу только частным школам. Там больше денег, больше свободы. На самом деле это не так. Большинство частных школ работают в очень стесненных условиях, арендуют маленькие помещения, где перегораживают все, что только можно. Есть исключения, но их немного. 

Государственные школы находятся в более выгодных условиях. Если заглянуть во ФГОС и приказы об оснащении школ, то становится очевидно: в современных образовательных учреждениях хотят видеть просторные классы, много мастерских и общественные пространства. Новые проекты школьных зданий качественно лучше, а деньги на стадии строительства выделяются в достаточном количестве. 

Школа от компании «А101» (Новая Москва)

Старые здания глобально переделать не получится. Но в типовой школе можно видоизменить актовый зал, сделать его более комфортным и современным. Поменять рассадку, добавить проходы в центре или убрать часть кресел и сделать танцпол. Столовую можно превратить в современное антикафе, где дети будут сидеть, общаться, делать уроки.

Как научиться мыслить по-новому

Педагогам еще трудно мыслить пространственными сценариями. Этому нигде не учат, а в вузах рассказывают только о том, как мыслить методикой. Студентам не объясняют, как рассадить класс, где стоит или сидит ребенок, который отвечает на вопросы учителя, и что изменится, если будут другие упражнения или вид деятельности. 

Сохраняется непонимание: зачем эти большие холлы, атриумы, трехсветные пространства, вместо которых можно сделать много кабинетов. Кажется, что это дорого и бесполезно. Школы по-прежнему на этом пытаются экономить, видимо, не до конца веря, что пространство может стать частью учебного процесса и подчиняться целям образования.


Но скоро у педагогов появится возможность получить практические знания об управлении образовательным пространством. В рамках образовательной программы «Метод», которая будет проходить с 3 декабря 2021 года  по 21 января 2022 года, Мария Битянова проведет мастер-класс и расскажет, как методистам думать пространственно. Будут азы теории и много практики. Участники определят образовательную цель, напишут сценарий занятий, сформируют свою программу. И, главное — научатся формировать пространство в зависимости от своих целей и инструментов. 


Зарегистрироваться


 


Партнерский материал

Таблица 7. Средний размер класса в государственных начальных школах, средних школах, средних школах и школах с комбинированными классами по типам классов и характеристикам отдельных школ: 2015–2016 годы

 Список таблиц Скачать Excel (14 КБ) Скачать SE Excel
(14 КБ)

Средний размер класса в государственных начальных школах, средних школах, средних школах и школах с комбинированными классами, по типам классов и характеристикам отдельных школ: 2015–16

         
Все государственные школы   21,2   26,5   14,3   26,8   15,0   26,0   15,7   21,8  
                                   
Классификация школ                                  
Традиционный публичный   21,2   26,7   14,2   26,8   14,7   26,0   14. 1   19,4  
Чартерная школа   21,9   24,6   17,0 ! 26,2   21,7   25,1   21,7   28,3  
                                   
Тип сообщества                                  
Город 1   21,7   27,6   15,5   27,8   15,9   27,6   15,7   26,0  
Пригород   21,7   27,3   14,0   27,2   14,8   26,6   15,9   25,4  
Городской   20,7   23,6   13,8   25,8   14,7   24,0   14,4   19,1  
Сельская   19,5   25,0   13,0   24,8   14. 1   23,0   15,9   18,1  
                                 
Набор студентов                                  
Менее 100   13,3   16,5   9,5   13,6   18,5   21,8   8. 2   10,7  
100-199   18,6   19,0   16,1   20,9   14,6   18,1   11,4   14,2  
200-499   20,4   25,3   14,6   25,1   14,4   22,4   15,9   18,2  
500-749   21,8   27,5   15,4   26,3   13,8   22,6   18,0   23,8  
750-999   22,5   28,2   13. 1   26,9   17,4   24.1   20,3   26,9  
1000 или более   23,6   29,3   13,5   29,6   14,7   27,9   23,6   31.1  
                                   
Процент учащихся K-12, которым были одобрены бесплатные обеды или обеды по сниженным ценам                                  
0-34   21,7   26,8   14,4   27,5   12,7   26,8   17,2   21,2  
35-49   21. 1   27,9   12,3   26,4   14,9   25,1   15,8   19,5  
50-74   21,2   27,1   12,5   26,4   16,7   26,3   15,4   21,7  
75 или больше   21,0   25,7   16,5   26,5   14,8   25,8   13,4   19,0  
Школа не участвовала в программе бесплатных или льготных обедов   20,8   23,7   20,8 ! 25,2   18,4   21,2   20,6   30,6  
! Интерпретируйте данные с осторожностью. Коэффициент вариации (CV) для этой оценки составляет от 30 до 50 процентов (т. е. стандартная ошибка составляет не менее 30 процентов и менее 50 процентов от оценки).
1 С осторожностью интерпретируйте данные о городских учителях. После поправок на отсутствие ответов систематическая ошибка, связанная с отсутствием ответов, для этой категории больше, чем для других характеристик.
ПРИМЕЧАНИЕ. Автономные классы определяются как обучение одной и той же группы учащихся в течение всего или большей части дня по нескольким предметам, а разделенное на факультеты обучение определяется как обучение нескольких классов разных учащихся большую часть или весь день в течение одного дня. или более предметов. Среди всех учителей государственных школ 26% ведут самостоятельные занятия в начальных школах, 1% в средних школах, 1% в старших классах и 1% в комбинированных школах; 7% преподают разделенные на департаменты классы в начальных школах, 14% в средних школах, 25% в старших классах и 4% в комбинированных школах; 15 процентов преподают другие типы классов, такие как начальные предметные специализированные классы, групповые занятия и «выдвижные» или «вталкивающие» классы в начальных школах, 3 процента в средних школах, 3 процента в старших школах и 1 процент в комбинированных школах. Детали могут не суммироваться в итоги из-за округления.
ИСТОЧНИК: Министерство образования США, Национальный центр статистики образования, исследования школ и кадрового состава (SASS), «Файл данных учителей государственных школ», 2015–2016 годы.

Список таблиц Скачать Excel (14 КБ) Скачать SE Excel
(14 КБ)

Государственное регулирование размера класса

Дебаты о размере класса — это непрекращающийся спор о том, соответствует ли меньший размер класса более высоким академическим достижениям. Было проведено множество исследований с противоречивыми результатами. Федеральное финансирование сокращения размера класса было непоследовательным. Федеральная программа 1999 г., разработанная специально для финансирования сокращения размера класса, была отменена Законом 2001 г. «Ни одного отстающего ребенка». Неубедительные результаты исследований сокращения размера класса оставляют разработчикам политики в области образования решать, должно ли сокращение размеров классов быть приоритетом штата в школьной реформе. . В этой статье обсуждаются некоторые из подходов, которые штаты использовали для регулирования размера классов, может ли текущий дефицит бюджета или другие изменяющиеся условия оказать непреднамеренное влияние на инициативы по увеличению размера классов, а также то, что родители могут сделать в отношении размеров классов своего ребенка.

 

Законы штатов, ограничивающие размер класса

 

Несмотря на продолжающиеся дебаты о плюсах и минусах сокращения размера класса, ряд штатов принял политику сокращения размера класса. Штаты подошли к сокращению размера класса различными способами. Некоторые начали с пилотных программ, а не с общегосударственных мандатов. В некоторых штатах определены оптимальные размеры классов, в то время как в других штатах введены обязательные максимальные значения. В некоторых штатах инициативы по сокращению размера классов ограничены определенными классами или определенными предметами.

 

 

Вот три примера разнообразия положений законодательства штата, касающихся сокращения размера класса.

 

Калифорния. Штат Калифорния стал лидером в содействии сокращению размера классов в 1996 году, когда он начал широкомасштабную программу сокращения размера классов с целью сокращения размера классов во всех классах от детского сада до третьего класса с 30 до 20. студентов или меньше. Стоимость программы составляла 1 миллиард долларов в год.

 

Флорида. В 2002 году жители Флориды проголосовали за внесение поправки в Конституцию Флориды, чтобы установить максимальное количество учащихся в классе. Максимальное количество зависит от уровня обучения. Для подготовительных классов до третьего класса, четвертого класса до восьмого класса и с девятого класса до 12 -го -го класса конституционные максимумы составляют 18, 22 и 25 учащихся соответственно. Школы, которые еще не соответствуют максимальным уровням, должны добиться прогресса в сокращении размера классов, чтобы к 2010 г. не был превышен максимальный уровень. Законодательный орган Флориды принял соответствующий закон с дополнительными правилами и рекомендациями для школ по достижению целей к 2010 г.

 

Грузия  — Максимальный размер класса зависит от уровня класса и предмета класса. Для детского сада максимальный размер класса составляет 18 человек или, если в классе есть штатный парапрофессионал, 20 человек. Имеется финансирование для сокращения размера класса детского сада до 15 учеников. Для классов с первого по третий максимальное количество учащихся составляет 21 человек; финансирование доступно для сокращения размера класса до 17 учеников. Для классов с четвертого по восьмой 28 – максимальный балл по английскому языку, математике, естественным наукам и общественным наукам. Однако для изобразительного искусства и иностранных языков в классах с K по восьмой максимальное количество учащихся составляет 33 человека. Максимум 32 и 35 учеников установлен для классов с 9 по 12, в зависимости от предмета курса. Местные школьные советы, которые не соблюдают требования, могут потерять финансирование всего класса или программы, которые не соответствуют требованиям.

 

Влияние бюджетных сокращений и сокращения набора учащихся

 

Когда бюджет на образование был профицитным, имело смысл преследовать конкретную цель по сокращению размеров классов, и некоторые штаты добились прогресса в достижении этих целей . Однако в условиях упадка экономики многие профициты превратились в дефициты. Несмотря на преимущества небольших классов, на практике размер класса в некоторых школах определяется скорее экономической необходимостью, чем политическими соображениями. Калифорния и Флорида — это всего лишь два примера, когда сокращение бюджета сорвало цель по уменьшению размеров классов.

 

 

Штат Калифорния предоставил частичное финансирование своей общегосударственной программы сокращения размера классов, и местные школьные округа восполнили дефицит. Однако по мере того, как бюджеты сокращались, школам пришлось отказаться от других программ, чтобы сохранить цели сокращения классов. И поскольку бюджеты стали еще более жесткими, школьные округа вынуждены прекратить программу. В одном районе бюджетные ограничения привели к тому, что классы детских садов были увеличены до 33 учеников на одного учителя. Более того, калифорнийская программа неожиданно дала обратный эффект. Когда в пригородах открывались новые должности учителей, учителя из городских районов подали заявки и были наняты на эти должности. Вакансии в городских округах заполнялись неквалифицированными учителями. Некоторым городским учащимся совсем не помогли меньшие размеры классов, и, возможно, их положение было хуже из-за менее квалифицированных учителей.

 

Школы Флориды столкнулись с двойным кризисом сокращения бюджета и сокращения числа учащихся. Ожидается, что финансирование школ от лотереи Флориды сократится, поскольку ожидается снижение доходов от лотереи. Кроме того, по прогнозам, посещаемость школ по всему штату снизится на 1,6 процента. Финансирование зависит от количества студентов, поэтому сокращение набора приводит к уменьшению финансирования. Хотя школы могут продолжать получать 48 процентов финансирования на одного учащегося в течение одного года после снижения числа учащихся, это лишь частичная, временная подушка безопасности перед потерей финансирования. Конечно, маловероятно, что в такой среде можно добиться какого-либо сокращения размера класса. Подъем в экономике, вероятно, увеличил бы доходы от лотереи и обратил бы вспять снижение посещаемости школ. Вследствие неопределенности во Флориде существует большая озабоченность по поводу будущего государственных школ.

 

 

Эффект увеличения набора учащихся

 

Ограничение размера класса штата может противоречить другим законным целям местного школьного округа. Например, в штате Теннесси для классов от детского сада до третьего требуется средний размер класса из 20 детей на одного учителя. Однако государство не финансирует найм дополнительных учителей для соблюдения ограничений по размеру классов. Городские школы Мерфрисборо ожидают, что в следующем году количество учеников от детского сада до шестого класса увеличится на 240 человек. Округу придется потратить 2,8 миллиона долларов, чтобы приспособиться к прогнозируемому увеличению числа учащихся и поддерживать средний размер класса в 20 учеников, включая найм одного учителя специального образования, 12 обычных классных учителей и четырех ассистентов. Члены школьного совета не согласны с политикой размера класса. Некоторые члены школьного совета предпочли бы платить существующим учителям больше, чем нанимать дополнительных учителей. С другой стороны, другие члены школьного совета хотели бы, чтобы максимальный размер класса был уменьшен до 19 человек.в классах от детского сада до третьего. Однако мандат на размер класса будет контролировать, мешая местным школьным округам принимать решения о финансировании, основанные на потребностях конкретного сообщества.

 

Что могут сделать родители

 

Кто-нибудь из родителей станет спорить с тем, что маленькие классы предпочтительнее больших в государственных школах? Родители, которые считают, что их ребенку нужна среда маленького класса, несомненно, рассмотрят возможность отдать своего ребенка в частную школу. Небольшое соотношение учителей и учеников часто называют основным преимуществом частного школьного образования. Однако частные школы также дороги и не подходят для многих семей.

 

 

Родители детей государственных школ ограничены в своих возможностях влиять на размер классных комнат своих детей. Возможно, лучший подход — узнать о размерах классов в школе, где учится ваш ребенок, и, если классы большие, участвовать в мероприятиях с ребенком, чтобы компенсировать отсутствие индивидуального внимания в школе. Ниже приведены шаги, которые родители могут предпринять в отношении размера класса.

 

  • Узнайте о количестве учеников в классах вашего ребенка.
  • Узнайте, действует ли в вашем штате программа сокращения классов, и если да, то узнайте, соответствует ли школа вашего ребенка требованиям программы.
  • Если в классе вашего ребенка от детского сада до третьего класса учится более 18 учеников, рассмотрите возможность для вашего ребенка посещать другую школу, в которой соотношение учителей и детей в начальных классах более благоприятное.
  • Если в классе вашего ребенка от детского сада до третьего класса учится более 18 учеников, компенсируйте недостаток надлежащего индивидуального внимания в школе, проводя больше времени дома за выполнением домашних заданий или других материалов, связанных со школьными предметами.
  • Посещайте собрания школьного совета и высказывайтесь в пользу уменьшения размера классов, когда это позволяет повестка дня.
  • Если ваша семья подумывает о переезде, узнайте о размерах классов при выборе новых школ, в которых будет учиться ваш ребенок.
  • Если в вашем штате рассматривается законодательство о размерах классов, напишите сенатору штата и конгрессмену, чтобы выразить свое мнение о сокращении размеров классов.

 

Заключение

 

Многие штаты отреагировали на популярную в политическом плане идею о сокращении размера класса, приняв законы, предписывающие максимальный размер класса или определяющие оптимальные размеры. Законодателям штата, возможно, придется пересмотреть требования об обязательном снижении класса в свете меняющихся экономических условий или количества учащихся в школах. В штатах со все более ограниченными ресурсами для государственных школ сокращение размера класса может не иметь приоритета, и школьная система может не иметь другого выбора, кроме как позволить классам стать больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*