Стекло хим состав: Из чего делают стекло. Виды, способы изготовления стекла ☑️ EraGlass
Химический состав и свойства стекла
Стеклом называются все аморфно-кристаллитные тела, получаемые путем переохлаждения расплава независимо от химического состава. В результате постепенного увеличения вязкости стекло приобретает механические свойства твердых тел. Процесс перехода из жидкого состояния в стеклообразное должен быть обратимым.
Свойства стекла во многом зависят от его химического состава. Около 85 элементов периодической системы используются для изготовления различных видов стекол. Для посуды применяется известково-натриево-калиевое, свинцово-калиевое, боро-силикатное стекло.
Ориентировочный состав стекла выражается «нормальной формулой стекла» R2О-RО-6SiO2, представляющей собой трисиликат, причем под R2О подразумеваются одновалентные окислы Nа2O, К2О; RО — двухвалентные СаО, МgO, РbО и др.; наряду с окисью кремния в состав стекла входят А12O3, Fе2О3. В наиболее распространенных составах стекол одновалентных окислов содержится 14-16%, двухвалентных — 11-12% и кремнезема — 71-75%.
Различают физические и химические свойства стекла.
К химическим свойствам относится химическая устойчивость стекла, т. е. его способность противостоять разрушающему действию различных сред и реагентов. Стекло относится к химически устойчивым материалам.
Физические свойства стекла: вязкость, плотность, прочность, хрупкость, твердость, теплопроводность и др.
Вязкость для каждого типа стекла при определенной температуре является константой.
Плотность различных стекол колеблется от 2,2 до 6,0 (Мг/м3). Она зависит от химического состава и термической обработки стекла. Известково-натриевое стекло имеет плотность 2,5, хрусталь около 3,0 и выше.
Прочность стекла при растяжении небольшая — от 35 до 90 Мн/м2, а при сжатии — от 500 до 2000 Мн/м2.
Хрупкость — свойство стекла разрушаться под действием ударной нагрузки без пластической деформации. Стекло обладает повышенной хрупкостью, окислы МgO и А12O3 понижают ее.
Твердость — способность стекла сопротивляться проникновению в него другого тела — определяют царапанием, шлифованием и по шкале минералов. По минералогической шкале твердость стекла 4,5-7,5.
Теплопроводность стекла очень мала и колеблется от 0,7 до 1,34 вт/м * град.
Термическое расширение стекла характеризуется коэффициентом линейного расширения, который для различных стекол колеблется от 5,8* 10-7 до 151 * 10-7; у многих стекол массового применения он равен 100*10-7.
Термическая устойчивость-способность стекла выдерживать без разрушения резкие перемены температур. Она зависит от химического состава стекла, правильного проведения процесса отжига, толщины стенок (тонкостенные изделия более термостойки).
Из оптических свойств основными являются прозрачность и показатель преломления света. Прозрачность стекла зависит от химического состава стекла и от присутствия в нем окислов железа. Показатель преломления стекол различного состава колеблется от 1,475 до 1,96; для обыкновенного стекла он составляет 1,5, для хрусталя — 1,56 и выше.
Назад
Вперед
Ц.П. Наумов — Химический состав стекла Селитренного городища
К содержанию журнала «Советская археология» (1973, №1)
Лабораторией спектрального анализа ЛОИА АН СССР был исследован материал стеклоделательной мастерской Селитренного городища. Отобранная для анализа часть материала была представлена различными кусочками: отходами производства стекла (семь кусков), стеклом, оставшимся на стенках тиглей и керамики (два образца), бракованными стеклянными изделиями (три образца), полуфабрикатами (одна штука) и готовыми стеклянными изделиями (19 предметов). Всего было выполнено 35 анализов для 32 предметов из стекла. Три стеклянные бусины были проанализированы дважды: для установления химического состава основного тела бусины и для цветного глазка. Изготовленные из цветного стекла бусы и подвески были украшены разноцветными стеклянными глазками и полосками, сочетавшими красный, желтый, зеленый, синий, коричнево-бурый, черный и белый цвета. Весь этот качественно разнообразный материал из стекла представлен двумя химическими типами, которые можно объединить в первоначальный исходный химический тип стекла. Спектральный анализ показал, что все исследованные образцы стекла содержат постоянные главные компоненты, определяющие химический тип, который образован пятью главными компонентами Na20 — CaO — MgO — Al2O3 — SiO2.
Соотношение этих компонентов показывает, что мастера-стеклоделы, по всей видимости, использовали местное сырье — кварцевый песок и золу местных, т. е прикаспийских, растений или морских водорослей, причем кварцевый песок (SiO2) содержал в качестве примесей окислы железа и титана, а также некоторое количество окислов кальция, магния, алюминия, а в состав золы входили окислы натрия, калия, кальция, магния, алюминия и марганца [1]. Стекла, содержавшие набор таких компонентов, в зависимости от условий варки могли быть бесцветными, прозрачными (см. таблицу состава, анализ № 10 — оконный диск) или окрашенными окислами железа и марганца в желто-зеленые и буро-коричневые тона (кусок стекла, анализ № 6, бусина — анализ № 29) [2]. Стекло этого же состава, возможно, содержащее сульфидное
железо, настолько густо окрашивалось, что казалось черным (анализы № 6, 11, 12, 14, 15, 19, 22, 23, 25, 34). Как показало исследование, черное стекло использовалось в качестве основного ядра и служило фоном при производстве глазчатых бус и инкрустированных цветной стеклянной крошкой или полосками.
При производстве однотонных и многоцветных стеклянных украшений, орнаментированных глазками и змейчатыми узорами, применялись красители стекла из свинца и меди. Одновременно с красителем в стекло вводилась двуокись олова, которая делала стекло непрозрачным, глухим. Свинец, добавлявшийся в стекла в виде красителя, в некоторых образцах содержался в таких количествах, что мы были вправе отнести эти стекла к новому химическому типу:
РhО — Na20 — CaO — MgO — А120з — Si02.
Если за условную границу концентрации, определяющую химический тип, считать содержание компонента выше 3%, то из 35 проанализированных стекол 19 относятся к свинцовому типу стекла. Остальные 16 образцов стекла содержали окись свинца в количестве от 2,5% до сотых долей процента и следов. Снижение содержания свинца в стекле в одних случаях можно рассматривать как свинец, использованный в качестве красителя, а в других — как случайную примесь.
В зависимости от условий, при которых проходила варка стекла, свинец и медь образовывали различные химические соединения, которые окрашивали стекла в красный, коричневый, желтый, зеленый и синий цвета. Некоторые из свинцовых стекол содержали такие соединения свинца, которые не были красящими, и стекла оставались бесцветными. К таким относились молочно-белые, заглушенные оловом стекла. Они использовались для получения орнамента в виде полосок и глазков (анализы № 20, 30). Примененное в производстве украшений желтое стекло содержало красящие соединения свинца. Желтое, заглушенное оловом стекло широко применялось
Химический состав стекла Селитренного городища
Продолжение таблицы
при изготовлении однотонных бус и подвесок, при сочетании с другими цветными стеклами составляло элементы глазков и полосок (анализы № 9, 13, 18, 24, 26, 31,32).
Медный краситель в восстановительной среде образует закись меди (Cu20), которая окрашивает стекла в красно-коричневый цвет различной тональности, причем стекла, окрашенные этим соединением меди, становятся непрозрачными и не требуют специального введения двуокиси олова как глушителя. Но тем не менее во всех изученных красных и коричневых стеклах, окрашенных закисью меди, содержалось олово (анализы № 7, 21, 27, 28, 35). Как компонент-глушитель красно-коричневого стекла двуокись олова была лишней. Не исключена вероятность того, что олово вводилось в стекло не самостоятельно, а одновременно со свинцом, находясь в его сплаве. По всей видимости, именно этим и объясняется увеличенное содержание олова в тех стеклах, где больше свинца, и его отсутствие или малое количество в стеклах с низким содержанием свинца.
Медный краситель в окислительной среде окрашивает стекла окисью меди (CuO) в голубой и синий цвета (анализы № 1, 4, 5, 8, 17, 33), а в присутствии жел¬того свинцового красителя образуется стекло, окрашенное в зеленый цвет (анализы № 2, 3, 16).
На основании изученного материала стеклоделательной мастерской Селитренного городища можно заключить, что в мастерской производили зольные стекла с постоянным составом пяти компонентов:
Na20 — CaO — MgO — А1203 — Si02.
Свинец, вводимый в стекло указанного состава в качестве красителя, образовывал новый химический тип:
РhО — Na20 — CaO — MgO — А1203 — Si02.
Имея в своем распоряжении в качестве красителей свинец и медь, а также постоянно находящиеся в стекле железо и марганец, стеклоделы так изменяли производственные режимы варки стекла, что могли получать бесцветные прозрачные, стекла и окрашенные в красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный цвета.
Warning: Undefined array key «show_age» in /var/www/u2165507/data/www/arheologija.ru/wp-content/plugins/this-day-in-history/tdih-widget.php on line 22
В этот день:
- Дни рождения
- 1848 Родился Всеволод Федорович Миллер — исследователь эпоса, глава исторической школы русских былиноведов, этнограф, лингвист, литературовед, историк.
Бесцветное стекло | стекло | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
Введение
Краткие факты
Факты и сопутствующий контент
Прессованное стекло | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.