Тюль существительное какого рода: Какого рода слово «тюль»? | Образование | Общество

Тюль существительное какого рода: Какого рода слово «тюль»? | Образование | Общество

Какого рода слова «рояль» и «пианино» в русском языке

Определение грамматического рода заимствованных слов часто вызывает вопросы, особенно в тех случаях, когда мы имеем дело со словами, обозначающими неодушевленные предметы. Более того, форма слова не всегда дает правильные подсказки. Таким образом, слово «пианино» можно отнести как к мужскому, так и к женскому полу. Со словом «пианино» тоже есть проблемы — здесь приходится выбирать между мужским и средним. Как это правильно? И есть ли какие-то правила, которым можно следовать при определении рода слова?

Содержание

  • 1 Какого рода существительное «пианино» — среднего или мужского?
  • 2 Род слова «рояль» — мужской или женский?

Какого рода существительное «пианино» — среднего или мужского?

Существительное «пианино», как и многие слова, относящиеся к искусству, пришло в русский язык из итальянского. В русском языке он не меняется по падежам и числам и не убывает (лингвисты используют формулировку «нулевой тип склонения»).

Заимствованные неотклоняющиеся существительные, обозначающие неодушевленные предметы и оканчивающиеся гласным звуком (например, удав, пальто, горшки, кофе, пенсне и т.д.) в русском языке, в подавляющем большинстве случаев относятся к нейтральному роду. И слово «пианино» не исключение — это тоже нейтральное существительное. Прочитать это можно в любом словаре русского языка: орфографическом, толковом или ортопедическом.

Поэтому во всех без исключения случаях, когда в речи употребляется слово «пианино», аккорд должен исполняться по среднему полу:

  • я хочу купить электронное пианино;
  • рояль был покрыт глянцевым коричневым лаком;
  • пианино играет очень хорошо;
  • старое пианино сложно продать, и забирать его даже за бесценок не торопятся.

Похожая ситуация со словом «пианино» или «пианино» (словари допускают оба написания этого слова одинаково). Это также неубывающее существительное ссуды и является нейтральным.

Род слова «рояль» — мужской или женский?

Со словом «пианино» — совсем другая ситуация. Это слово тоже было заимствовано (из французского), но относится к модифицируемым. В то же время слова, оканчивающиеся на — (как и другие существительные, оканчивающиеся на мягкий согласный) в русском языке могут относиться как к женскому роду, так и к третьему склонению (например, почтовая посылка, аэрозоль, вакуоль, триплет), и к роду мужского рода. — и, соответственно, второе склонение (тюль, тарелка, толь, хрусталь и так далее).

Слово «фортепиано» принадлежит к мужскому роду и изменяется согласно парадигме второго склонения:

  • великолепно звучащий рояль;
  • настройка пианино — долгий и сложный процесс,
  • играть на пианино в четыре руки;
  • для концертного зала приобретены два великолепных рояля.

Не существует «официальных» правил для уверенного отнесения слов -L к мужскому или женскому роду — родовую принадлежность таких существительных нужно только запомнить, если необходимо, заглянув в словарь.

Кстати, такие слова иногда меняют свой род в процессе усвоения языка. Таким образом, существительное «пианино» в литературе и разговорной речи XIX века могло использоваться в женском роде, и примеры такого использования можно найти в классической литературе.

Однако сейчас этот вариант безнадежно устарел, и употребление слова «пианино» разрешено только в мужском роде — все остальные варианты считаются ошибочными и довольно грубыми.

Род имён существительных

  • Организационный момент.
  • Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи.

  • — Посмотрите на доску. Что объединяет все эти слова? (это существительные)


    Колыбель, чувство, коллекция, ветер, экскурсия, животное, праздник, друзья, заколка, авеню, недотрога, шкаф, село.


    — Что вы знаете об имени существительном? (…)


    В процессе ответов детей заполняется паспорт имени существительного:


    Имя: имя существительное


    Прописка: самостоятельная часть речи


    Особые приметы:


    вопрос: Кто? Что?


    обозначает: предмет


    может быть: одушевлённое/неодушевлённое


    собственное/нарицательное


    число: единственное, множественное


    род: мужской, средний, женский


    — На какие группы можно разделить слова? (словарные/несловарные; одушевлённые, неодушевлённые; принадлежащие к определенному роду)


    — назовите словарные слова (колыбель, чувство, коллекция, ветер, экскурсия, животное, праздник)


    — назовите слова мужского, женского, среднего рода (м. р. ветер, праздник, шкаф; с.р. чувство, животное, село; ж.р. колыбель, коллекция, экскурсия, заколка)


    — Какие слова вы не смогли распределить в определенную группу? (друзья, авеню, недотрога)


    Почему? (не знаем, какой у них род)


    — Как вы думаете, какова будет тема нашего урока и что мы должны будем научиться делать? (тема: Род имён существительных; должны будем научиться определять род незнакомых существительных)

  • Актуализация знаний. Определение уровня усвоения материала.

  • — Вы верно сказали, что существительное может быть мужского, женского и среднего рода. Я надеюсь, что сегодня в конце урока вы мне назовёте ещё один род существительного.


    — Как узнать, какой род у того или иного существительного?


    Заполнение опорной схемы:




    мужской род

    женский род

    средний род

    он мой

    она моя

    оно моё


    — Верно. А зачем нам нужно знать, какой род у существительного? (чтобы правильно говорить и писать)


    — Давайте проверим, как научились применять знания о роде имён существительных ребята из соседней школы. Для этого мы будем работать в группах по 4 человека.


    Повернитесь к соседней парте. Перед вами упражнения, которые выполняли третьеклассники. Проверьте, всё ли в них правильно. Если необходимо, то исправьте ошибки прямо на листах. Выпишите в тетрадь словосочетания с существительными, укажите их род.


    Работа в группах. Проверка: каждая группа читает исправленный вариант.


    Текст задания:


    1 группа: В субботу я со своим другом ходил в кукольную театр. Мы смотрели очень интересное спектакль. Там добрые и смелые герои побеждали злых и трусливых. Я и моё друг остались довольны своей походом в театр.


    2 группа: 1. Малыш не знал своё фамилие. 2. Девочка долго не могла найти свою туфлю. 3. Шаловливый щенок сгрыз мой тапок и мамину тапочку. 4. Мы купили на базаре свежую картофель. 5. В зале стояло новое пианино.


    3 группа: 1. Вчера в семь часов была интересная фильма. 2. В доме была большая и светлая зала. 3. В комнате стояла старая рояль. 4. Лебедь белая плывёт.


    — Как вы думаете, почему учащиеся допустили ошибки? (неверно определили род) В каких словах? (…) — Какое знание о существительных и их роде помогло вам исправить ошибки? (имена существительные в словосочетаниях и предложениях согласуются с именами прилагательными)


    — А есть ли у вас слова, у которых вы затрудняетесь определить род? Давайте проверим.


    Физминутка (дидактическая игра: с.р. — присесть ж.р. — нагнуться м.р. — подпрыгнуть не можете определить — стоять на месте). Запоминайте слова, у которых вы не смогли определить род.


    Рояль (м), мозоль (ж), тюль (м), метро (с), радио (с), шоссе (с), шампунь (м), канифоль (ж)-вещество для натирания смычков струнных инструментов, обуви танцовщиков, бемоль (м), пассажир, улица, поле, чудо, завтрак, лестница.


  • Изучение нового материала.


  • — Какие слова вызвали у вас затруднения?


    Действительно, это сложные слова. Их род нужно запомнить. Давайте будем собирать их и заучивать. А поможет нам в этом «копилка затруднений».


    Заполнение копилки:



    мужской род

    женский род

    средний род

    общий род


    Сначала выпишем те слова, которые у нас в физминутке встретились.


    А теперь подумаем, какого рода следующие слова:


    м.р.: пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе


    ж.р.: авеню, мадам, мисс, мадемуазель, леди, фрау, кольраби


    с. р.: пальто, кино, пианино, какао, эскимо, желе, меню


    — Сейчас род этих существительных вам надо запомнить, а в старших классах вы познакомитесь с правилом, которое поможет не допускать ошибок в определении рода несклоняемых существительных.


    *Чтобы потренироваться, составим словосочетания с этими словами. Выберите и запишите любые три словосочетания.


  • Изучение и первичное закрепление нового материала. Общий род.


  • – Ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама. 

    – И непоседа, – добавил отец. 

    – А, по–моему, ты – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.


    — Как вы думаете, о ком здесь идёт речь? Знакомы ли вам слова недотёпа, непоседа, умница? Что они обозначают? (качества людей мужского и женского пола)


    Работа в парах.


    А теперь попробуем подставить в этот отрывок имена собственные, местоимения или имена прилагательные, чтобы было понятно, о ком — о мальчике или о девочке — идёт речь.


    Возможный вариант ответа:


    — Ты, Оля, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама. 

    — И страшная непоседа, – добавил отец. 

    — А, по-моему, она – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.


    — Ты, Петя, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама. 

    — И жуткий непоседа, – добавил отец. 

    — А, по-моему, он – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.


    — Некоторые существительные с окончаниями -а (-я) дают эмоциональную характеристику лицам как мужского, так и женского пола или называют род занятий этих лиц. Это существительные общего рода, например: плакса/рёва, недотрога, ябеда, тихоня.


    — Может быть и вы знаете какие-либо существительные общего рода? (…)


    Помочь вам в этом может несколько картинок и загадок:

    В доме – грязь, черна рубаха

    А зовут его . … (неряха/грязнуля)

     


    Ничего на целом свете 

    Не поделит с вами Петя: 

    Ни ватрушку, ни игрушку, 

    Ни забавную зверушку… 

    И кричат мальчишке дети: 

    «Эх и … ты, Петя!» (жадина)

     


    Круглый год у нас потери: 

    Календарь – на той неделе, 

    В прошлом месяце – билет, 

    В этом – книга и пакет. 

    Невиновна вся семья, 

    Ведь … это – я! (растяпа, растеряха)

     


    Слова общего рода тоже нужно запомнить. Давайте внесём их в нашу копилку.


    *Составьте предложения, используя слова общего рода неряха, жадина, растяпа.


  • Подведение итога урока. Диагностика.


  • — Наш урок близится к завершению. Вспомним, какая у нас сегодня была задача? (…)


    А вот насколько каждый из вас с ней справился поможет узнать небольшая самостоятельная работа:


    Внимательно прочитай каждое задание. Обведи букву верного ответа.

    1. Найдите строку, в которой все существительные мужского рода:

    э) парта, класс, село 

    у) рояль, фламинго, короб 

    о) цветок, болото, стол


    2. Найдите строку, в которой все существительные женского рода: 

    м) авеню, девочка, аллея 

    л) лестница, пальто, пассажир 

    р) ягода, мороженое, осина


    3. Найдите строку, в которой все существительные среднего рода: 

    п) кино, город, кенгуру 

    с) метро, желе, спектакль 

    н) шоссе, окно, золото


    4. Вставьте подходящее по смыслу слово. Помни, что форму слова можно изменить:


    Мама купила в магазине большую ___________. 

    е) арбуз 

    и) дыня 

    я) яблоко


    5. Найдите строку, где словосочетание составлено верно: 

    ч) мой туфель 

    х) мой тапочек 

    ц) чёрное пианино


    6. Найдите предложение, в котором есть слово общего рода: 

    а) Я люблю поспать, поэтому я соня. 

    б) Сегодня Соня не пришла в школу.


    Запиши буквы верных ответов в таблицу:




    1

    2

    3

    4

    5

    6

     

     

     

     

     

     


    — Давайте проверим, как вы справились с заданием. Какое слово у вас получилось? (УМНИЦА)


    — А какой род у этого слова? (общий)


    Вы все сегодня большие молодцы! Желаю вам и дальше радоваться самим и радовать окружающих своими успехами!


  • Домашнее задание.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    *

    *