Тюль существительное какого рода: Какого рода слово «тюль»? | Образование | Общество
Какого рода слова «рояль» и «пианино» в русском языке
Определение грамматического рода заимствованных слов часто вызывает вопросы, особенно в тех случаях, когда мы имеем дело со словами, обозначающими неодушевленные предметы. Более того, форма слова не всегда дает правильные подсказки. Таким образом, слово «пианино» можно отнести как к мужскому, так и к женскому полу. Со словом «пианино» тоже есть проблемы — здесь приходится выбирать между мужским и средним. Как это правильно? И есть ли какие-то правила, которым можно следовать при определении рода слова?
Содержание
- 1 Какого рода существительное «пианино» — среднего или мужского?
- 2 Род слова «рояль» — мужской или женский?
Какого рода существительное «пианино» — среднего или мужского?
Существительное «пианино», как и многие слова, относящиеся к искусству, пришло в русский язык из итальянского. В русском языке он не меняется по падежам и числам и не убывает (лингвисты используют формулировку «нулевой тип склонения»).
Заимствованные неотклоняющиеся существительные, обозначающие неодушевленные предметы и оканчивающиеся гласным звуком (например, удав, пальто, горшки, кофе, пенсне и т.д.) в русском языке, в подавляющем большинстве случаев относятся к нейтральному роду. И слово «пианино» не исключение — это тоже нейтральное существительное. Прочитать это можно в любом словаре русского языка: орфографическом, толковом или ортопедическом.
Поэтому во всех без исключения случаях, когда в речи употребляется слово «пианино», аккорд должен исполняться по среднему полу:
- я хочу купить электронное пианино;
- рояль был покрыт глянцевым коричневым лаком;
- пианино играет очень хорошо;
- старое пианино сложно продать, и забирать его даже за бесценок не торопятся.
Похожая ситуация со словом «пианино» или «пианино» (словари допускают оба написания этого слова одинаково). Это также неубывающее существительное ссуды и является нейтральным.
Род слова «рояль» — мужской или женский?
Со словом «пианино» — совсем другая ситуация. Это слово тоже было заимствовано (из французского), но относится к модифицируемым. В то же время слова, оканчивающиеся на — (как и другие существительные, оканчивающиеся на мягкий согласный) в русском языке могут относиться как к женскому роду, так и к третьему склонению (например, почтовая посылка, аэрозоль, вакуоль, триплет), и к роду мужского рода. — и, соответственно, второе склонение (тюль, тарелка, толь, хрусталь и так далее).
Слово «фортепиано» принадлежит к мужскому роду и изменяется согласно парадигме второго склонения:
- великолепно звучащий рояль;
- настройка пианино — долгий и сложный процесс,
- играть на пианино в четыре руки;
- для концертного зала приобретены два великолепных рояля.
Не существует «официальных» правил для уверенного отнесения слов -L к мужскому или женскому роду — родовую принадлежность таких существительных нужно только запомнить, если необходимо, заглянув в словарь.
Кстати, такие слова иногда меняют свой род в процессе усвоения языка. Таким образом, существительное «пианино» в литературе и разговорной речи XIX века могло использоваться в женском роде, и примеры такого использования можно найти в классической литературе.
Однако сейчас этот вариант безнадежно устарел, и употребление слова «пианино» разрешено только в мужском роде — все остальные варианты считаются ошибочными и довольно грубыми.
Род имён существительных
— Посмотрите на доску. Что объединяет все эти слова? (это существительные)
Колыбель, чувство, коллекция, ветер, экскурсия, животное, праздник, друзья, заколка, авеню, недотрога, шкаф, село.
— Что вы знаете об имени существительном? (…)
В процессе ответов детей заполняется паспорт имени существительного:
Имя: имя существительное
Прописка: самостоятельная часть речи
Особые приметы:
вопрос: Кто? Что?
обозначает: предмет
может быть: одушевлённое/неодушевлённое
собственное/нарицательное
число: единственное, множественное
род: мужской, средний, женский
— На какие группы можно разделить слова? (словарные/несловарные; одушевлённые, неодушевлённые; принадлежащие к определенному роду)
— назовите словарные слова (колыбель, чувство, коллекция, ветер, экскурсия, животное, праздник)
— назовите слова мужского, женского, среднего рода (м. р. ветер, праздник, шкаф; с.р. чувство, животное, село; ж.р. колыбель, коллекция, экскурсия, заколка)
— Какие слова вы не смогли распределить в определенную группу? (друзья, авеню, недотрога)
Почему? (не знаем, какой у них род)
— Как вы думаете, какова будет тема нашего урока и что мы должны будем научиться делать? (тема: Род имён существительных; должны будем научиться определять род незнакомых существительных)
— Вы верно сказали, что существительное может быть мужского, женского и среднего рода. Я надеюсь, что сегодня в конце урока вы мне назовёте ещё один род существительного.
— Как узнать, какой род у того или иного существительного?
Заполнение опорной схемы:
мужской род |
женский род |
средний род |
он мой |
она моя |
оно моё |
— Верно. А зачем нам нужно знать, какой род у существительного? (чтобы правильно говорить и писать)
— Давайте проверим, как научились применять знания о роде имён существительных ребята из соседней школы. Для этого мы будем работать в группах по 4 человека.
Повернитесь к соседней парте. Перед вами упражнения, которые выполняли третьеклассники. Проверьте, всё ли в них правильно. Если необходимо, то исправьте ошибки прямо на листах. Выпишите в тетрадь словосочетания с существительными, укажите их род.
Работа в группах. Проверка: каждая группа читает исправленный вариант.
Текст задания:
1 группа: В субботу я со своим другом ходил в кукольную театр. Мы смотрели очень интересное спектакль. Там добрые и смелые герои побеждали злых и трусливых. Я и моё друг остались довольны своей походом в театр.
2 группа: 1. Малыш не знал своё фамилие. 2. Девочка долго не могла найти свою туфлю. 3. Шаловливый щенок сгрыз мой тапок и мамину тапочку. 4. Мы купили на базаре свежую картофель. 5. В зале стояло новое пианино.
3 группа: 1. Вчера в семь часов была интересная фильма. 2. В доме была большая и светлая зала. 3. В комнате стояла старая рояль. 4. Лебедь белая плывёт.
— Как вы думаете, почему учащиеся допустили ошибки? (неверно определили род) В каких словах? (…) — Какое знание о существительных и их роде помогло вам исправить ошибки? (имена существительные в словосочетаниях и предложениях согласуются с именами прилагательными)
— А есть ли у вас слова, у которых вы затрудняетесь определить род? Давайте проверим.
Физминутка (дидактическая игра: с.р. — присесть ж.р. — нагнуться м.р. — подпрыгнуть не можете определить — стоять на месте). Запоминайте слова, у которых вы не смогли определить род.
Рояль (м), мозоль (ж), тюль (м), метро (с), радио (с), шоссе (с), шампунь (м), канифоль (ж)-вещество для натирания смычков струнных инструментов, обуви танцовщиков, бемоль (м), пассажир, улица, поле, чудо, завтрак, лестница.
Изучение нового материала.
— Какие слова вызвали у вас затруднения?
Действительно, это сложные слова. Их род нужно запомнить. Давайте будем собирать их и заучивать. А поможет нам в этом «копилка затруднений».
Заполнение копилки:
мужской род |
женский род |
средний род |
общий род |
Сначала выпишем те слова, которые у нас в физминутке встретились.
А теперь подумаем, какого рода следующие слова:
м.р.: пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе
ж.р.: авеню, мадам, мисс, мадемуазель, леди, фрау, кольраби
с. р.: пальто, кино, пианино, какао, эскимо, желе, меню
— Сейчас род этих существительных вам надо запомнить, а в старших классах вы познакомитесь с правилом, которое поможет не допускать ошибок в определении рода несклоняемых существительных.
*Чтобы потренироваться, составим словосочетания с этими словами. Выберите и запишите любые три словосочетания.
Изучение и первичное закрепление нового материала. Общий род.
– Ты у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.
– И непоседа, – добавил отец.
– А, по–моему, ты – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.
— Как вы думаете, о ком здесь идёт речь? Знакомы ли вам слова недотёпа, непоседа, умница? Что они обозначают? (качества людей мужского и женского пола)
Работа в парах.
А теперь попробуем подставить в этот отрывок имена собственные, местоимения или имена прилагательные, чтобы было понятно, о ком — о мальчике или о девочке — идёт речь.
Возможный вариант ответа:
— Ты, Оля, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.
— И страшная непоседа, – добавил отец.
— А, по-моему, она – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.
— Ты, Петя, у нас просто недотёпа! – возмущённо сказала мама.
— И жуткий непоседа, – добавил отец.
— А, по-моему, он – умница, – как всегда постаралась примирить всех бабушка.
— Некоторые существительные с окончаниями -а (-я) дают эмоциональную характеристику лицам как мужского, так и женского пола или называют род занятий этих лиц. Это существительные общего рода, например: плакса/рёва, недотрога, ябеда, тихоня.
— Может быть и вы знаете какие-либо существительные общего рода? (…)
Помочь вам в этом может несколько картинок и загадок:
В доме – грязь, черна рубаха
А зовут его . … (неряха/грязнуля)
Ничего на целом свете
Не поделит с вами Петя:
Ни ватрушку, ни игрушку,
Ни забавную зверушку…
И кричат мальчишке дети:
«Эх и … ты, Петя!» (жадина)
Круглый год у нас потери:
Календарь – на той неделе,
В прошлом месяце – билет,
В этом – книга и пакет.
Невиновна вся семья,
Ведь … это – я! (растяпа, растеряха)
Слова общего рода тоже нужно запомнить. Давайте внесём их в нашу копилку.
*Составьте предложения, используя слова общего рода неряха, жадина, растяпа.
Подведение итога урока. Диагностика.
— Наш урок близится к завершению. Вспомним, какая у нас сегодня была задача? (…)
А вот насколько каждый из вас с ней справился поможет узнать небольшая самостоятельная работа:
Внимательно прочитай каждое задание. Обведи букву верного ответа.
1. Найдите строку, в которой все существительные мужского рода:
э) парта, класс, село
у) рояль, фламинго, короб
о) цветок, болото, стол
2. Найдите строку, в которой все существительные женского рода:
м) авеню, девочка, аллея
л) лестница, пальто, пассажир
р) ягода, мороженое, осина
3. Найдите строку, в которой все существительные среднего рода:
п) кино, город, кенгуру
с) метро, желе, спектакль
н) шоссе, окно, золото
4. Вставьте подходящее по смыслу слово. Помни, что форму слова можно изменить:
Мама купила в магазине большую ___________.
е) арбуз
и) дыня
я) яблоко
5. Найдите строку, где словосочетание составлено верно:
ч) мой туфель
х) мой тапочек
ц) чёрное пианино
6. Найдите предложение, в котором есть слово общего рода:
а) Я люблю поспать, поэтому я соня.
б) Сегодня Соня не пришла в школу.
Запиши буквы верных ответов в таблицу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
— Давайте проверим, как вы справились с заданием. Какое слово у вас получилось? (УМНИЦА)
— А какой род у этого слова? (общий)
Вы все сегодня большие молодцы! Желаю вам и дальше радоваться самим и радовать окружающих своими успехами!
Домашнее задание.