Витражное остекление это: что это, как выбрать, на что обращать внимание

Витражное остекление это: что это, как выбрать, на что обращать внимание

Содержание

что это, как выбрать, на что обращать внимание

Витражные системы остекления используются при строительстве супермаркетов, бизнес-центров, отелей, спортивных сооружений и других зданий.

  • Витражное остекление: что это такое
  • Где используется витражное остекление
  • Какие системы используются при витражном остеклении
  • Какое стекло используют при витражном остеклении
  • Типы витражных остеклений
  • Преимущества витражного остекления
  • Как устанавливают системы витражного остекления
  • На что нужно обратить внимание

Они позволяют остеклить оконные проемы любого размера и любой формы. Ниже мы расскажем о витражном остеклении подробнее.

Витражное остекление: что это такое

Витражное остекление — это система из окон и дверей, которая устанавливается изнутри помещения. Стеклянные полотна соединяются при помощи штапика — небольшого фиксирующего элемента.Такое остекление также называют панорамным из-за своего внешнего вида.

Снаружи здание выглядит так, будто бы оно состоит из стеклянной стены. Витражное остекление может использоваться со всех сторон здания или только с одной, чтобы, к примеру, визуально выделить фасад.

Для витражного остекления используют однокамерные и двухкамерные стеклопакеты, которые могут быть абсолютно разными на вид. Также иногда используются и обычные окна.

Обратите внимание: из-за того, что витражная система монтируется изнутри, установку можно выполнять в любую погоду. Также не нужно будет арендовать подъемные механизмы — это позволит сэкономить.

Витражное остекление — это конкурент пластиковых окон из-за надежности и простоты в монтаже и использовании. Дизайнеры могут воплотить в жизнь любые задумки из-за того, что у витражных окон может быть уникальное оформление.

Где используется витражное остекление

Фасады зданий

Витражной системой можно визуально выделить фасады коммерческих зданий. Это будет привлекать больше посетителей, а значит, принесет бизнесу больше денег. При этом в такой системе могут быть самые разные типы открывания.

Где можно сделать витражное остекление фасадов зданий:

  • бизнес-центры, офисы;
  • рестораны, бары, кафе;
  • спортивные сооружения;
  • развлекательные центры, кинотеатры.
Балконы, лоджии и веранды

Витражное система — это один из лучших вариантов для остекления балконов. Если сравнивать витражное остекление с традиционным (пластиковые и деревянные рамы), то у первого вида есть такие преимущества:

  • внутрь помещений попадает больше солнечного света;
  • защита от вредных ультрафиолетовых лучей.

Обратите внимание: балкон должен быть не только красивым, но и практичным. Поэтому о его утеплении нужно подумать еще на этапе монтажа системы.

Как утеплить балкон или лоджию при монтаже витражного остекления:

  1. Установите более толстый стеклопакет. Чем больше стекол в стеклопакете, тем эффективнее оно будет сохранять тепло в помещении. Чтобы добиться максимального эффекта, можно заполнить пространство между стеклами инертным газом.
  2. Систему витражного остекления можно утеплить термомостом.
  3. Во время монтажа системы нужно проследить за расстоянием между стенами и профилями. Чем оно меньше, тем лучше.
  4. Для большего эффекта на балкон или лоджию можно установить теплые полы.

Какие системы используются при витражном остеклении

Стоечно-ригельная система

Такая система состоит из алюминиевого каркаса, профиля и стеклопакета. Стеклопакет закрепляют заполнителем между каркасом и профилем, что не видно с внешней стороны. Снаружи видно только стекло и небольшие штапики.

Штапики могут иметь круглую, плоскую или миндалевидную форму. Оформление штапиков выбирается так, чтобы снаружи они не выделялись. В итоге с внешней стороны помещения стена с витражным остеклением алюминиевым профилем выглядит так, будто бы она состоит только из стекол.

Этот способ установки самый популярный, простой и дешевый. Также есть стоечно-ригельная полузакрытая система. В ней заполнитель снаружи скрывается при помощи вертикальных или горизонтальных планок.

Структурная система

В этой системе каркас и заполнитель соединяются клеевым способом. Снаружи витражное остекление выглядит как сплошная стеклянная стена. Увидеть швы в таком случае не получится. Также есть полуструктурная система, в которой вместо клеевого способа используются специальные штапики. Полуструктурная система подходит только для небольших оконных проемов.

Перед монтажом структурной системы, нужно тщательно подготовить каркас. На нем не должно быть перекосов и зазоров, иначе у специалистов не получится ровно поставить стекло.

Спайдерная система

В такой системе заполнитель закрепляется при помощи кронштейнов, которые еще называют спайдерами из-за внешнего сходства с пауками. Эти кронштейны изготавливаются из стали и для их функционирования необходимы специальные крепления: выравнивающие кольца или конические шайбы. Такое остекление считается дорогостоящим и используется в элитных заведениях.

Фальш-витраж

Фальш-витраж — это способ маскировки дефектов здания. Поверх стен размещают тонированные стекла, которые выполняют декоративную функцию. Фальш-витраж нельзя считать полноценной системой остекления, однако внешне он ничем не отличается от витражного остекления.

Какое стекло используют при витражном остеклении

Цена за м2 на витражное остекление больше всего зависит именно от стекла. При витражном остеклении используют прочную стекло: закаленное или триплекс. Оно может быть прозрачным, тонированным, отражающим свет, армированным и даже бронированным.

Армированное стекло. Внутрь такого стекла установлена специальная сетка из металла. Эта сетка не влияет на то, сколько света пропускает витражная система, но при этом обладает защитной функцией. Армированное стекло более прочное, чем обычное. Если оно и разобьется, то осколки не полетят во все стороны, а будут держаться в раме. Единственный нюанс: такое стекло весит больше обычного, поэтому для него нужно использовать специальный профиль.

Бронированное стекло. Оно устойчиво к механическим повреждениям и к пробиванию — это значит, что даже если специально бить стекло обухом топора, оно не разобьется. Также оно защищают от пуль. Именно такие стекла рекомендуется использовать при витражном остеклении, ведь они максимально прочные и безопасные.

Тонированное стекло. Оно препятствуют попаданию излишнему количеству солнечного света внутрь здания. Также оно защищает помещения от посторонних взглядов — это особенно актуально в ресторанах и кафе, где посетителям может быть некомфортно от того, что на них смотрят прохожие, пока они едят.

Типы витражных остеклений

Система витражного остекления может быть теплой или холодной. Теплая система используется в регионах с холодными зимами, потому что дополнительный полиамидный элемент в конструкции позволяет достигать температурного разрыва до 25 градусов. Холодная система остекления может устанавливать любым способом и для нее не нужен полиамидный элемент. Такое остекление защищает от пыли и влаги, но плохо защищает от холода. Этот вид остекления обычно не используют в жилых домах.

Также витражные остекления могут быть глухими и открывающимися.

Глухая система

Выглядит как сплошная стена из стекла. Нет окон, которые можно открыть.

Открывающаяся система

Есть окна. Их можно открывать так, как это задумано архитектором: внутрь или наружу, вручную или автоматически.

Преимущества витражного остекления

Основные достоинства витражного остекления:

  • защита от вредных ультрафиолетовых лучей;
  • быстрая и простая установка;
  • хорошая звуко- и теплоизоляция;
  • невозможность возгорания — материалы не дымят и не горят;
  • защита от попадания внутрь помещения атмосферных осадков;
  • можно застеклить даже проемы с большими габаритами.
Ниже мы подробнее рассмотрим другие плюсы

Освещение. Витражное остекление позволяет максимальному количеству солнечных лучей попадать в помещение. В среднем стеклянные панели пропускают в 2 раза больше солнечных лучей, чем обычные окна.

Защита от взломов. Эта функция доступна не во всех системах витражного остекления, однако ее можно достаточно легко реализовать. Нужно лишь установить противовзломную фурнитуру.

Долговечность. Стекла и алюминиевые каркасы в среднем могут прослужить 70 лет. Все детали, которые используются, хорошо переносят воздействие солнечных лучей, мороза и влаги.

Экономичность. Установка витражной системы остекления экономит не только время, но и деньги. Стеклянные фасады сами по себе дешевле других видов фасада. Также можно сэкономить на электроэнергии, так как из-за большой светопропускающей площади все помещения будут хорошо освещены.

Прочность. Стеклянные конструкции обычно выглядят ненадежно. Однако при витражном остеклении используется только прочное стекло. Триплекс, к примеру, устойчив к ударам весом до 80 кг. Но при витражном остеклении используют еще более прочное бронированное стекло. Такое стекло почти невозможно разбить. Поэтому никто не сможет выпасть, случайно упав на стекло — это исключено. А для балконов могут использоваться более дешевые стеклянные полотна.

Легкость ремонта. Чтобы заменить испорченную деталь, не нужно будет демонтировать всю систему. Установить новую панель можно быстро и просто.

Разнообразный внешний вид. Стекло может быть цветным, прозрачным или затемненным. Сама система может быть различной формы, поэтому витражное остекление подойдет любому типу строения.

Как устанавливают системы витражного остекления

Процесс монтажа делится на такие этапы:

Этап

Описание

Измерение размера площади, которую нужно остеклить.

Специалисты измеряют размер и проводят расчеты, чтобы во время монтажа не появились ошибки.

Установка каркаса.

Именно на каркас в дальнейшем устанавливаются стекла.

Покраска каркаса.

Этот этап нужен только в декоративных целях.

Установка стекол или стеклопакетов.

Данный этап является один из наиболее важных.

Установка фурнитуры.

Специалисты устанавливают штапики и крепежи.

Все эти этапы должны проводить специалисты. Даже этап с измерением лучше оставить им, ведь если на этом шаге появятся ошибки, они могут стоять больших денег заказчику.

На что нужно обратить внимание

Витражные системы не рекомендуется устанавливать в зданиях с высокой этажностью. Чем выше этаж, тем сильнее на стекла нагрузка от ветра. Поэтому в высотных зданиях нужно либо устанавливать системы с прочными стеклами, либо не устанавливать их вообще.

Люди, которые боятся высоты, могут испытывать дискомфорт в помещениях с панорамными окнами. Это важный фактор, если в помещении, к примеру, находится детский развлекательный центр или кабинет психотерапевта. Поэтому сначала подумайте и оцените, насколько другим людям будет комфортно в комнате с такими окнами.

Рейтинг

Статейный каталог

Фасадное остекление

Рассчитайте стоимость онлайн

За 11 шагов

Рассчитайте стоимость стеклянных конструкций за 11 шагов онлайн

  • Стеклянные перегородки
  • Стеклянные двери
  • Стеклянные ограждения и перила
  • Душевые кабины
  • Зеркала

Начать расчет

в чем его особенность и для чего применяется витражное остекление

Витражное остекление – светопрозрачная конструкция, представляющая собой самонесущие каркасы, изготовленные из профилей различной конфигурации, в которых используется стекло, стеклопакет или триплекс.

Содержание

  • 1 Витражное остекление фасада: особенности конструкции
  • 2 Витражные системы остекления: плюсы и минусы
  • 3 Витражные системы: разновидности систем
  • 4 Требования к витражному остеклению фасадов

Витражное остекление фасада: особенности конструкции

Такое остекление наиболее актуально в тех частях здания, где нет возможности установить обычные окна, например, эркеры или пролеты. При витражном остеклении зданию можно придать любую архитектурную форму, даже немного ее изменить, превратив постройку со стандартной планировкой в произведение искусства.

Безрамное или рамное остекление может быть как планарным, так и структурным, но в обоих случаях результатом станет цельное стеклянное здание.

В конструкции фасадов могут использоваться поликарбонат, пластик, сталь, алюминий и даже дерево.

Витражные системы остекления: плюсы и минусы

К плюсам витража можно отнести следующее:

Экономичность. Установка витражных конструкций не занимает длительного времени или средств. Стеклянные конструкции намного дешевле других видов фасада, и затрат на обслуживание не подразумевают. Установка таких стен позволяет сэкономить на освещении офиса.

Долговечность. Срок эксплуатации алюминия около 70 лет, столько же может выдержать триплекс и другие виды стекла. Конструкция не подвержена коррозии или выветриванию.

Прочность. Несмотря на кажущуюся хрупкость фасада, в большинстве случаев используется толстый триплекс, который с легкостью выдерживает удар весом в 70-80 кг. Во всех видах витражного остекления можно использовать антивандальное или бронированное стекло, и в таком случае разбить или повредить стеклянную стену практически невозможно.

Высокая светопроницаемость. Панели могут быть полностью прозрачными и пропускать максимум света, но даже если это цветной триплекс или витраж, лучи солнца будут попадать в помещение, что делает пребывание в таком здании более комфортным.

Легкость и простота в ремонте. Чтобы заменить разбитое стекло или отдельный элемент, нет необходимости демонтировать всю систему. Любой из блоков может быть вынут, а затем вставлен обратно.

Экологическая безопасность. Все витражные системы не содержат каких-либо вредных примесей, безопасны как для окружающей среды, так и для людей, в том числе и для детей или аллергиков.

Высокие теплоизоляционные свойства. «Теплая» конструкция витражного фасада защищает как от мороза снаружи, так и от потери тепла изнутри здания.

Высокие звукоизоляционные свойства. Благодаря абсолютной герметичности большинства видов фасадов звук от работающего мотора авиадвигателя снаружи внутри здания не слышен.

Пожарная безопасность. Стекло и алюминий, которые являются наиболее распространенными материалами при установке таких систем, выдерживают высокие температуры, не горят и не дымят.

Легкость и гибкость. Витражи могут быть установлены на ветхие или реконструированные здания. Такой фасад обладает высокой гибкостью, но при этом легко выдерживает собственный вес.

Многообразие конструкций. Фасады зданий могут приобрести любую форму, в том числе и сложную. Они могут быть плоскими или объемными, и не ограничены архитектурными рамками.

Многообразие цветовых исполнений. Стеклянные панели фасада могут быть прозрачными или матовыми, тонированными или витражными, одноцветными или многоцветными. Профиль отлично ламинируется и окрашивается методом порошковой покраски в более чем 400 оттенков.

Привлекательность. Здания с витражным остеклением смотрятся намного эффектнее и привлекательнее бетонных конструкций, и являются олицетворением современного города. А различные варианты сборки и исполнения позволяют придать неповторимый облик любому зданию.

Но есть у такого вида остекления и недостатки:

  • нестабильность в условиях значительной ветровой нагрузки или сейсмологической активности почвы;
  • эффект «прозрачных стен», в которых людям с боязнью высоты некомфортно;
  • затраты на регулярную чистку стекол, которую вынуждены нести владельцы зданий, стремящиеся придать фасаду блеск и лоск;
  • низкое теплосбережение некоторых видов.

Витражные системы: разновидности систем

По виду крепления витражное остекление бывает:

  • структурное
  • полуструктурное крепление
  • стоечно-ригельное
  • планарное
  • фальш-остекление

Стоечно-ригельное остекление – классический вид, один из самых распространенных, его выбирают из-за его дешевизны. В этом варианте используется профиль, который виден через стекло. Толщина видимой части профиля – около 50 мм.

Полуструктурное остекление подразумевает присутствие заглушек, однако одна из них уже второй, поэтому ее меньше видно. Такая система добавляет визуальной легкости всему фасаду и успешно применяется для остекления тяжелых монументальных зданий.

Структурное остекление – один из видов безрамных витражных систем, при котором профиля не видно вообще. Достигается такой эффект за счет торцевой фиксации, а полые части швов заливаются герметиком.

Этот вид остекления считается одним из самых требовательных и дорогих. При монтаже обязательным условием является наличие минимальных зазоров, чтобы компенсировать температурные колебания.

Планарное остекление – еще один вид сплошного безрамного остекления. Появилось оно относительно недавно, но завоевывает все больше популярности за счет безграничных архитектурных возможностей. В этом случае для крепления используются металлические кронштейны, называемые «спайдерами».

Фальш витраж для фасада применяется в большей части для маскировки дефектов стен. Здесь используется лишь декоративная конструкция, окружающая фасад. Второе его название – навесной фасад.

По дизайнерскому оформлению:

  • прозрачные;
  • цветные.

В цветной витражной системе вместо прозрачного стекла в каркас устанавливается заранее изготовленный витраж. Ее преимущество – высокая стойкость к УФ лучам, возможность установки витражей больших размеров и механическая прочность. Используется такой вид остекления для стеклянных крыш или купольных конструкций. Варианты оформления – заливной, пленочный, тиффани, фьюзинг и классический (наборной).

По типу:

  • холодная витражная система;
  • теплая витражная система.

Теплая витражная система создается путем дополнительной полиамидной вставки. Температурный разрыв при таком фасаде составляет до 25 градусов, поэтому оно наиболее актуально в регионах с холодными зимами. Для этого вида остекления характерно только каркасное крепление при помощи терморазрывного профиля.

Холодная система монтируется любым способом, полиамидная вставка в таком случае не предусмотрена. Холодное остекление имеет меньший вес и ширину, отлично защищает от пыли и осадков. Недостаток такого вида остекления заключается в низком температурном разрыве, поэтому его чаще всего применяют для офисных и торговых зданий.

По конструктивным особенностям

  • глухие;
  • открывающиеся.

Как правило, большинство витражных остеклений выполнены в виде глухой стены. Однако для большего удобства и функциональности некоторые витражи оснащают оконными и дверными блоками с фрамужными элементами открывания. Створки могут быть повортно-откидными или распашными, открываться наружу или параллельно фасаду здания, распахиваются вручную или автоматически.

Требования к витражному остеклению фасадов

Требования к витражному остеклению такие же, как и к другим видам фасадов, поэтому ничем не отличаются ни по нормативным документам, ни по противопожарным мерам.

Современное строительство всегда ищет новые возможности. И витражное остекление, пожалуй, одно из самых перспективных направлений. Используя лишь металл и стекло, а именно это основные компоненты фасада, можно превратить даже самый скромный коттедж в настоящий архитектурный шедевр.

Витраж | Определение, история, методы и факты

Шартрский собор: витражное окно-роза

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Анри Матисс
Дуччо
Уильям Моррис
Марк Шагал
Фернан Леже
Похожие темы:
Готическая архитектура
драгоценная почта
plique-à-jour
ведущий
мигающее стекло

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

витраж , в искусстве цветное стекло, используемое для изготовления декоративных окон и других предметов, через которые проходит свет. Строго говоря, все цветное стекло «окрашивается» или окрашивается добавлением различных оксидов металлов, когда оно находится в расплавленном состоянии. Тем не менее, термин витраж стал обозначать прежде всего стекло, используемое для изготовления декоративных или живописных окон. Уникальные цветовые гармонии витражей обусловлены не столько какой-либо специальной техникой окраски стекла, сколько использованием определенных свойств проходящего света и светоадаптирующего поведения человеческого зрения. Великие витражи 12-го и начала 13-го веков, редко равные и никогда не превзойденные, фактически предшествовали значительным техническим достижениям в ремесле стеклодува более чем на полвека. И хотя эти достижения, несомненно, способствовали утонченности и изысканности витража позднего Средневековья, они не только не смогли остановить упадок искусства, но, скорее, ускорили его до такой степени, что соблазнили витражистов. -художник по стеклу, чтобы соперничать с фресковым и станковым художником в натуралистическом исполнении своих сюжетов.

Ни роспись по витражам, ни сборка их рифлеными полосками поводков не являются обязательным элементом искусства. Действительно, витражному окну вполне могли предшествовать окна, в которых использовались деревянные или другие формы сборки, такие как цементный узор, который долгое время был традиционным в исламской архитектуре, и единственное наиболее важное техническое новшество 20-го века в витражах, стеклянных плитах и бетон, был вариацией более ранней техники каменной кладки.

Элементы и принципы проектирования

Откройте для себя прекрасную Сент-Шапель

Посмотрите все видео к этой статье

Из всех видов живописи витражи, пожалуй, самые сложные. Он связан не только многими светомодулирующими факторами, влияющими на его внешний вид, но и сравнительно громоздкими, чисто структурными требованиями. И тем не менее никакое другое искусство не кажется таким малоприземленным, таким живым, таким внутренне обманчивым в своем действии. Это связано с тем, что витражи гораздо более прямо и интенсивно, чем другие средства массовой информации, используют взаимодействие между двумя высокодинамичными явлениями, одним физическим и другим органическим. Физический фактор — это свет и все бесчисленные изменения общего уровня освещенности, а также положения и интенсивности отдельных источников света, происходящие как само собой разумеющееся не только от момента к моменту, но и от места к месту — от прерии к лесу, оранжерея в подземелье. Другое явление — это спонтанный светоадаптационный процесс зрения, который стремится сохранить ориентацию во всех световых средах.

Архитектура, определяя кажущуюся величину яркости света, видимого через ее оконные проемы, всегда устанавливает определенную шкалу значений яркости, с которой должен работать витражист. Поскольку свет, проникавший внутрь церкви XII и начала XIII веков, приобретал яркость, даже резкость, в отличие от окружающей темноты, мастера того периода логично компоновали свои окна палитрой глубоких, насыщенных цветов. Когда по доктринальным или экономическим причинам можно было использовать только прозрачное стекло, его украшали тонкой непрозрачной сеткой гризайли или монохромным орнаментом, который эффективно рассеивал и смягчал свет. Позже, когда стены церквей открывались, пропуская все больше и больше света, разница между уровнями внутреннего и внешнего освещения уже не была достаточно велика, чтобы освещать плотные, насыщенные рубины и синие оттенки более раннего периода. В 14-м и 15-м веках, как правило, были разработаны более высокие тональности, более сухие и приглушенные цветовые гармонии. Это отражало растущее предпочтение более легких, менее удивительных эффектов и фактическое ограничение, которое архитектура того времени накладывала на витражи.

Статические элементы стекла и его архитектурное оформление модифицируются элементом изменения, присущим естественному свету. Казалось бы, бесконечный спектр изменений внешнего вида витражей является результатом изменений интенсивности, расположения, атмосферной диффузии и цвета естественного дневного света. Поэтому светящуюся жизнь витражей лучше всего наблюдать, наблюдая органическое воздействие света на окно в течение дня. Если бы кто-нибудь вошел в Шартрский собор сразу после восхода солнца в ясный день, то в первую очередь обратил бы внимание на восточные окна, особенно те, что в фонаре. Только они полностью оживут, а все остальные будут еще казаться полусуществующими в каком-то приглушенном сумраке. Постепенно, по мере восхода солнца в небе, эти окна будут светлеть. Тогда восточные окна начнут терять свой прежний блеск по сравнению с окнами по всему южному флангу собора, которые к полудню будут изрядно сиять от прямых лучей солнца. Однако свет, струящийся через южные окна, повысит уровень освещенности внутри противоположных северных окон настолько, что создаст отчетливое, хотя и отнюдь не неприятное, приглушение сияния последних. Если в этот момент солнце скрывается за облаком, а небо в целом становится пасмурным, внешний вид всех окон немедленно и резко меняется. Поскольку свет, теперь рассеянный, поступает более или менее равномерно со всех сторон, южные окна потеряют часть своего прежнего блеска и живости, а северные окна восстановят свои. Общая атмосфера собора заметно холоднее и серьезнее по своему эффекту, и больше, чем когда-либо прежде, начинаешь осознавать абсолютные различия в тональности самих различных окон. Окна гризайль в восточной части собора, окно 15-го века с высоким ключом в Вандомской капелле в южном проходе нефа и три окна 12-го века над большим западным порталом выделяются тем, что они значительно более яркие. чем остальные. Если ближе к вечеру снова появляется солнце, зритель увидит необычайное зрелище, поскольку голубизну западных окон, безусловно, самых ярких в соборе, еще больше украшают прямые солнечные лучи. Если главные двери собора будут открыты, прямые лучи позднего послеполуденного солнца, струящиеся до половины нефа собора, бросят ослепляющую пелену на все окна поблизости, пока двери не закроются снова. Затем, когда небо начинает краснеть от заходящего солнца, интенсивная синева 12-го века в западных окнах теряет свою прежнюю интенсивность, а более теплые цвета, особенно рубины, становятся такими огненными и напористыми, что кажется, что они почти вытеснили синеву. как преобладающий цвет в окнах. Наконец, когда заходит солнце, весь собор снова погружается в глубокие сумерки, которые постепенно сгущаются, пока совсем не исчезает свет.

В той мере, в какой витраж можно считать искусством живописи, его следует считать искусством рисования светом. Какие бы методы или материалы он ни использовал, его собственные самые уникальные и незаменимые эффекты всегда являются результатом окрашивания, преломления, затемнения и фрагментации света.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Материалы и техника

Вопреки распространенному мнению, стеклодув и витражист редко могли быть одним и тем же человеком даже в самые ранние времена; на самом деле эти два искусства редко практиковались в одном и том же месте. Стекольные мастерские легче всего располагались на опушке леса, где можно было найти огромное количество дров, золы и песка, необходимых для изготовления стекла, в то время как мастерские по изготовлению витражей обычно располагаться рядом с крупными строительными площадками. Таким образом, художник-витражист всегда зависел от стеклодува в отношении своего основного материала. Окрашенные оксидами металлов в расплавленном состоянии — медь для рубина, кобальт для синего, марганец для пурпурного, сурьма для желтого, железо для зеленого — листы средневекового стекла производились путем выдувания стеклянного пузыря, придания ему трубчатой ​​формы, отрезая концы, чтобы сформировать цилиндр, разрезая цилиндр вдоль одной стороны и сплющивая его в лист, пока стекло еще раскалено докрасна и находится в податливом состоянии. Затем ему дали очень медленно остыть в печи, чтобы он был должным образом отожжен и его не слишком сложно разрезать на любые формы, которые могут потребоваться для дизайна. Поскольку эти листы стекла, за исключением типа, известного как матовое стекло, были полностью окрашены в один основной цвет, переход от одного цвета к другому в оформлении окна мог быть осуществлен только путем введения отдельных кусочков стекла в каждый из них. необходимых цветов.

То ли случайно, то ли намеренно стекло, изготовленное в 12-м и 13-м веках, имело почти идеальное сочетание грубости и изысканности для витража. Листы размером 10 на 12 дюймов (25 на 30 сантиметров) были достаточно плоскими и достаточно тонкими, чтобы их можно было очень точно разрезать на необходимые формы, но при этом достаточно разной толщины (от менее 1 / 8 дюймов [3 миллиметра] до целых 5 / 16 дюймов [8 миллиметров]), чтобы иметь богатые переходы глубины их цветов. С развитием стекольной технологии в средние века и эпоху Возрождения появилась возможность производить более крупные, тонкие и плоские листы стекла в значительно более широком диапазоне цветов, чем это было возможно в 13 веке. Однако на каждом заметном этапе этого развития стекло становилось все менее визуально интересным как самостоятельный эстетический элемент. Позднее готические возрожденцы признали этот эффект, и в середине 19 в.20 века они положили начало возвращению к более ранним методам производства стекла. Они разработали так называемое «антикварное» стекло, которое удивительно похоже по цвету, текстуре и оттенку на стекло, которое использовалось в окнах 12-го и 13-го веков. Основным материалом, используемым в витражах, и по сей день остается «антикварное» стекло.

History of Stained Glass — The Stained Glass Association of America

Самая успешная и широко распространенная новая техника в мире витражей сегодня — это dalle de verre, более известная как граненое стекло, которое заливается эпоксидной смолой или другим материалом. . Процесс его производства приводит к мозаичному подходу чистых цветовых эффектов, которые можно использовать в оконных проемах или на целых стенах.

Как отмечает Джон Гилберт Ллойд: «Он возвращается к основной функции витража — превращать стену из твердого непреклонного объекта в каскадную, текучую фреску мерцающей красоты. В то время как средневековые мастера, соединяя кусочки стекла со свинцом для создания замысловатых узоров, добивались того же эффекта для готических соборов, более ранние византийцы перенесли свои мозаичные узоры в красочные оконные конструкции. Современное развитие техники напрямую связано с этим началом.

«Толстое цветное стекло впервые было использовано в декоративных целях византийскими художниками, вместо того, чтобы встраивать стекло в камень, оно протыкало стены насквозь и устанавливало его в качестве оконных светильников. Образцы арабского шрифта можно найти в Испании, очевидно, они попали из Северной Африки во время мусульманского вторжения. Хотя настоящего стекла больше нет, перистые каменные решетки, которые остались, определенно указывают на то, что они, должно быть, были заполнены цветным стеклом.

«И персы, и сарацины в районе Восточного Средиземноморья, где зародилась стекольная промышленность, вставляли необработанное стекло в деревянные, лепные и каменные рамы. С этими примерами готские племена, двигавшиеся на запад, использовали аналогичные приложения в каменных средниках во Франции в пятом и шестом веках. Виолле-ле-Дюк пишет в «Витрале»: «На Востоке все меняется очень мало, и оконные сетки из лепнины и мрамора с разноцветными стеклами, которые мы находим в памятниках XIII или XIV веков в Азии и даже в Египте, должны быть выражением очень древней традиции, колыбелью которой, по-видимому, была Персия». (Витражи в Америке, стр. 87-88)

Исламский закон о запрете использования изображений людей внутри мечети и одновременно христианская практика поощрения использования изображений Христа — апостолов, ангелов и святых — во всех декоративных средствах церкви могут осуществили переход на более тонкую среду из свинцового стекла.

Ближневосточные предшественники dalle de verre, кажется, исчезли на несколько сотен лет, до 1920-х годов, когда французские художники по стеклу, экспериментируя с различными новыми архитектурными направлениями, возродили древние техники.

Первыми пионерами современного развития долины де Верре были Огюст Лабуре и его соратник Пьер Шодьер. Плодотворный художник, Лабуре учился в Школе изящных искусств у Дж. П. Лоренса и создал множество окон для соборов, железнодорожных вокзалов, универмагов, отелей и столовых кораблей.

Лабуре родился в Сен-Квентине, Франция, и разработал технику dalle de verre в начале 30-х годов, работая со стеклом в исторических памятниках. Художник искал сочетание современной прочности и долговечности с глубиной цвета старого стекла. Толщина, изломанная поверхность и обрезанный край придают dalle de verre его характерную богатую прозрачность. Область отрицательной матрицы, обрамляющая каждое оконное стекло, визуально намного тяжелее свинца в обычных окнах. Эта характеристика, как и в случае с более ранними исламскими перфорированными окнами, обогащает цвет, создавая большой контрастный блеск. Это сочетание яркого цвета и темного окружения может быть кропотливо достигнуто в плоском свинцовом стекле путем искусной окраски или путем сочетания травления и росписи сверкающего стекла.

Dalle de verre лучше всего подходит для прямого и энергичного дизайна. Это широкая среда, которая, как правило, не поощряет обильных подробностей. В окне Сен-Кристофер, которое Лабуре выставил в павильоне дю Витраль на Парижской выставке 1937 года, он продемонстрировал, что оно вполне совместимо с фигурной работой, тонкими деталями и даже надписями.

На этой парижской выставке 1937 года можно было увидеть множество форм с египетским павильоном, демонстрирующим типичный арабский стиль окон с перфорированными стеклянными гипсовыми вставками в традиционных узорах. Это должно было быть настоящим происхождением граненого стекла.

Называемое по-разному бетонным стеклом (beton glas), бетонным стеклом или мозаичным стеклом, обновление началось и к 1939 году пересекло Атлантику, когда окно из бетонного стекла было установлено в часовне храма Святой Анны де Бопре, Квебек, Канада. . Она была разработана и изготовлена ​​Огюстом Лабуре и считается первой подобной панелью в Северной Америке. В том же году во французском павильоне на Всемирной выставке в Нью-Йорке было представлено такое же панно «Волхвы», которое было завершено в 1936 году.

«Один из волхвов» — одна из поздних работ Лабуре (1936), демонстрирующая хороший пример размера и контраста стекла. Обратите особое внимание на отдельные стеклянные лезвия, расположенные вместе волнообразными рядами. Такого режущего эффекта можно было добиться только с помощью молотка. Обратите внимание на орнамент на самой одежде, на цветы, небо и звезды, а также на использованные стеклянные стержни. Контрастными по размеру являются более крупные предметы одежды и шкатулки для драгоценностей (обратите внимание на обработку края шкатулки). Кажется, что плоть прорисована, и матовая текстура влияет на оттенок несколько иначе, чем на работе св. Юбера.

Английское уточнение к французской статье, описывающей окно «Один из волхвов», звучит так: «Этот витраж, выставленный в L’Illustration, иллюстрирует революцию, которая произошла в искусстве изготовления витражей. Это работа Лабуре, разработавшего новую смелую технику работы с полупрозрачными материалами. Его окна, действительно, уводят нас далеко от традиционного метода установки плоских стекол в поводки, который применялся веками. Используя толстые стеклянные плиты, которые он ваяет, Лабуре получает множество граней, вокруг которых свет играет цветом и интенсивностью, напоминающими огонь драгоценных камней. Невозможно отрицать замечательных эффектов, которых он достигает с помощью этого нового метода, и легко представить себе богатство украшений, которое он может дать в будущем нашим церквам и соборам. Можно, пожалуй, добавить, что несколько стеклянных плит скреплены цементом». [Самая ранняя работа Лабуре появилась в печати в 1930, иллюстрирующий этапы выполнения центральной части окна Св. Юбера. Полное окно появилось в рождественском выпуске L’Illustration за 1936 год.] (Витражи в Америке, стр. 88)

Кроме того, в египетском каталоге Парижской выставки 1937 года есть окно «L’apprenti Sorcier». (Ученик чародея), который очень хорошо выдерживает испытание временем. Рисунок 10.4. Это работа Жана Годена и содержит 16 панелей с виньетками истории, идущими снизу вверх. Хотя есть признаки влияния pate de verre, это потрясающее окно по любым стандартам. (Pate de verre — это литое скульптурное окно; все детали поверхности вылеплены в форме, затем в нее заливается горячее стекло. Затем все отливки собираются с использованием цемента в качестве матрицы. Возможно, что dalle de verre и pate de verre разрабатывались одновременно, так как они имеют одинаковую обработку поверхности.)

Только к концу Второй мировой войны использование граненого стекла стало более приемлемым, и даже тогда это был эволюционный процесс. Неудовлетворенный спрос на новые здания в Соединенных Штатах и ​​Европе после войны оказался благодатной почвой для материала, который был относительно прост в изготовлении, сравнительно недорог, но при этом производил окна яркого цвета.

Но, как утверждает Ллойд, «Только после завершения строительства Часовни Святого Сердца в Оденкуре, Франция (1951–1955 гг.), эта форма получила полное признание. Эта большая инсталляция была признана лучшей во Франции, окна которой полностью доминируют над атмосферой. Это концерт цвета, ритма и визуальной гармонии». (Витражи в Америке, стр. 89.)

К 1950 году Labouret изготовила и установила дополнительные окна для церкви Святой Анны де Бопре в Квебеке, Канада. Полная работа потребовала более 200 окон, 30 из которых он завершил и установил. верная концепция. Резка более острая, что придает окну более четкий вид; есть достаточное использование отрицательного пространства. Звезды на заднем плане, кажется, стали визитной карточкой Лабуре. Небольшое количество следообразного материала, использованного для обозначения носа, рта и уха святого Луки, представленного крылатым быком, представляет собой обработку поверхности, которая больше не используется в этой среде.

Когда новости об этих окнах распространились, вскоре Генри Ли Уиллет из Филадельфии вместе с несколькими современниками посетил Святую Анну, чтобы увидеть их своими глазами. Уиллет заметил: «Я был очарован устанавливаемыми окнами; Лабуре разработал совершенно новую технику. Он использует куски стекла толщиной от четырех до шести дюймов, которые скрепляются цементом, а не свинцом. Я думал, что окна были работой молодого художника, и сказал священнику в храме, что нужна молодость, чтобы придумать новый подход. Когда священник сказал мне, что Лабуре 78 лет, я понял, что окна были еще более удивительными. Вот человек, разрабатывающий новые техники в возрасте, когда большинство мужчин вышли на пенсию». Уиллет был впечатлен как человеком, так и работой, поэтому он немедленно связался с Лабуре и организовал выставку его работ в Филадельфийском художественном альянсе осенью 1950, о чем сообщалось в бюллетене Alliance Bulletin за декабрь 1950 года. Выставка включала в себя цветные изображения, полноразмерные мультфильмы и готовые работы dalle de verre. Он из первых рук выразил средства массовой информации и весь их потенциал для американской профессии витража.

Ллойд отмечает, что «американские студии осторожно вышли на поле с несколькими предстоящими мелкими заказами. Затем появилась революционная Первая пресвитерианская церковь в Стэмфорде, штат Коннектикут. Построенная в форме, напоминающей гигантскую рыбу (хотя архитектор утверждает, что это было сделано не сознательно, а скорее для акустических эффектов), она считается одной из самых мощных современных церквей в мире. Великолепные стены из граненого стекла, спроектированные и выполненные французом Габриэлем Луаром, буквально наполнили интерьер непреодолимым цветом. Споры бушевали, как и следовало ожидать, но они привели к новым концепциям и мышлению в церковном дизайне» 9.0003

Первая пресвитерианская церковь в Стэмфорде, штат Коннектикут, предоставила американским студиям возможность отказаться от традиционных табу и энергично наверстать упущенное.

Первой американской студией, спроектировавшей, изготовившей и установившей dalle de verre, была студия Гарольда У. Каммингса из Сан-Франциско, Калифорния. Это был 1954 год, и это место было в Бельведере, штат Калифорния, для епископальной церкви Святого Стефана. Среда, описанная г-ном Каммингсом как Vitrolith, была отлита из бетона. Инсталляция состояла из 12 окон нефа размером примерно 17 на 144 дюйма вертикальной конструкции с 72 меньшими прямоугольными отверстиями, разбросанными по звездообразному фонарю.

Роджер Даррикаррер, бывший ученик Лабуре, присоединился к Каммингсу в этом проекте в качестве специалиста, знакомого с процессом. Дизайн повсюду носит абстрактный характер, состоящий из мягких оттенков цвета, подчеркнутых мощными полосами насыщенного цвета. Стекло было вырезано молотком, как это практиковал Лабуре, со смелым подходом к дизайну.

Одним из первых выдающихся проектов dalle de verre является часовня и библиотека семинарии Моро архитектора Эдо Белли, спроектированная отцом Энтони Лауком из художественного факультета Университета Нотр-Дам и изготовленная Conrad Schmitt Studios. Монументальные оконные стены пропускают виртуальное кружево цветного света. Глубоко утопленное стекло в цементе напоминает скульптурный барельеф из сверкающих драгоценных камней.

Отец Лаук описывает концепцию dalle de verre, говоря: «Некоторые материалы имеют более выраженный характер, чем другие. Среди них dalle de verre. Он не только глубоко прозрачен, но и пропускает свет в четких ярких цветах. Толщина придает больше глубины и интенсивности его цвету. Необычные способы придания ему формы путем долбления добавляют ему характера. Молотковая резка разламывает стекло неравномерного размера с зазубренными и несколько зазубренными краями. Огранка краев разбивает поверхности раковинами и гранями, что сильно подчеркивает угловатую кристаллическую структуру стекла. Каждая сломанная грань передает свой оттенок, улавливает разный угол солнечных лучей или яркость неба и приносит в окно разнообразный узор искрящегося света. Именно это уникальное и индивидуальное очарование стеклянных плит одинаково нравится художникам, ценителям и меценатам — и к ним можно причислить многие священники и религии».

Материал, используемый для глазури раннего dalle de verre, представлял собой портландцемент. Чтобы правильно использовать этот материал, необходимо было наливать его толщиной от одного до двух дюймов на панели среднего размера и до большей толщины на больших панелях. Кусочки стекла, используемые для изготовления панели, имели толщину от двух до шести дюймов; для правильного изготовления панели потребовалась толстая заливка цемента. Кроме того, вес панели был значительным. Цемент также требует, чтобы в панель была встроена проволочная арматура для армирования от разрушения, в то время как толщина заливки требовала, чтобы цемент был адекватно затвердевшим перед перемещением. Отверждение панелей (процесс, когда цемент должен осесть и затвердеть) требовало дополнительного смачивания панелей, чтобы цемент не высыхал слишком быстро и не трескался. Наконец, после высыхания цемента потребовалась значительная очистка.

Для перемещения 500-фунтовой панели вверх по шести рамам лесов для установки потребовалась большая бригада людей и подъемный кран. Чтобы панель могла расширяться и сжиматься внутри монтажной рамы, чтобы предотвратить поломку, требовались правильное размещение и приклеивание. Надлежащая створка также была важна для установки панели, а толщина и вес панели требовали, чтобы она была прочной. Стало очевидным, что портландцемент не имел достаточной адгезии к стеклу, и нередко цемент и стекло разделялись. Вода может просачиваться через панель и вокруг нее. Когда цемент отливали в несколько раз толще стекла, различные внутренние напряжения могли привести к разрушению стекла. Были проблемы, недостатки и ограничения в использовании цемента. Так как он использовался с самого начала, из него было отлито много окон, но теперь некоторые стали искать более качественную матрицу.

Поиск лучшей матрицы принял интересные обороты. Некоторые студии экспериментировали с добавками к различным видам портландцемента. Примерно тогда же появился кислотоупорный цемент Sauereisen №54. По-видимому, этот материал был разработан как покрытие для поверхностей, которые подвергались воздействию различных типов кислот. Его использование в качестве матрицы dalle de verre было интересным. Стоимость была относительно низкой, и его было намного проще использовать, чем обычный портландцемент. Он затвердел через 24 часа и был легче обычного цемента. Однако он не обладал большой прочностью и требовал проволочной арматуры и панелей большего размера. Рекомендуемая толщина заливки панели среднего размера составляла один дюйм. Он был доступен только в белом цвете, и его использование с dalle de verre было ограничено. Затем у Роберта Р. Бенеша из Сент-Луиса, штат Миссури, появилась идея получше.

Эпоксидная смола изначально была разработана для использования в качестве покрытия для нефтепроводных подразделений Mobil Oil Company. Благодаря покрытию внутренней поверхности трубы эпоксидной смолой любое топливо, проходящее по трубопроводу, получает меньше трения и меньше нагревается. Это требовало меньшего усилия насоса для перемещения материала. Эпоксидную смолу экспериментально пробовали во многих приложениях. Боб Бенес, работая со студиями Jacoby и Frei Studios в Сент-Луисе, разработал специальную смесь материала для пробной замены цемента в окнах dalle de verre. По указанию Бенеша было отлито несколько панелей разного размера и толщины. Их подвергали испытаниям на прочность при растяжении, расширение, сжатие, деформацию, долговечность и тому подобное. Последующие оценки показали, что эпоксидная смола намного превосходит цемент во всех отношениях. Требуется меньше времени на подготовку, смешивание, заливку и очистку. Он не требовал никакого типа арматуры. У него была такая же скорость расширения и сжатия, как у стекла. При отливке до толщины три четверти дюйма с панелью площадью 12 квадратных футов могли справиться два человека, не опасаясь, что она сломается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*