Штукатурим откосы на окнах своими руками: Как оштукатурить откосы на окнах: пошаговая инструкция

Штукатурим откосы на окнах своими руками: Как оштукатурить откосы на окнах: пошаговая инструкция

Содержание

как сделать работу и правильно выровнять поверхности, на что обратить внимание?

Любой хозяин стремится к тому, чтобы его дом или квартира выглядели аккуратно, радовали своей отделкой. Совсем необязательно покупать дорогие материалы или приглашать известного дизайнера интерьеров – можно справиться с большинством работ самостоятельно. Это касается и процесса оштукатуривания – бюджетного способа обустройства откосов окна. Но несмотря на кажущуюся простоту, всё равно нужно предварительно изучить порядок работ.

Содержание

  • 1 Преимущества и недостатки штукатурного способа
  • 2 Инструменты и материалы
  • 3 Как правильно оштукатурить своими руками: пошаговая инструкция
    • 3.1 Подготовка поверхности
    • 3.2 Состав раствора
    • 3.3 Сам процесс
  • 4 Как выровнять поверхности?
  • 5 Полезные рекомендации
  • 6 Полезное видео

Преимущества и недостатки штукатурного способа

Штукатурка откосов своей популярности не теряет уже много лет. Её преимущества:

  1. Долгий срок службы.
  2. Устойчивость.
  3. Прочность.
  4. Доступная цена материала.
  5. Способ подходит для пластиковых стеклопакетов, деревянных окон (об установке откосов и подоконников на пластиковые окна читайте здесь).

Важно

Большой плюс – простая технология, которая даёт хороший результат даже новичку, который ранее ничем подобным не занимался.

Недостатки тоже есть:

  1. Теплоизоляция получается среднего уровня.
  2. Поверхность со временем пойдёт трещинами.
  3. Высок риск появления грибка, плесени — как снаружи, так и внутри, на стене.

Инструменты и материалы

Вам понадобятся следующие инструменты:

  • Строительный уровень – он должен свободно умещаться между оконной перемычкой и подоконником.
  • Ёмкость для замешивания раствора.
  • Ведро воды.
  • Рейка.
  • Монтажная пена для заделки швов.
  • Полутёрок и тёрка.
  • Сетка.
  • Валик (для покраски) и кисточка (для грунтовки).
  • Шпатели разных форм.
  • Маячки.
  • Малка.
  • Перфорированные уголки.
  • Острый нож.

Внимание

Плоскость, в которой будете работать, совсем небольшая, поэтому не выбирайте большие инструменты.

Как правильно оштукатурить своими руками: пошаговая инструкция

Подготовка поверхности

Подготовка поверхности – важный этап. Если отнестись к нему «спустя рукава», в скором времени можно получить опавшую или растрескавшуюся штукатурку. Поэтому запомните следующее:

  1. Грязь, пыль, масляные пятна необходимо удалить. Чистая поверхность существенно увеличит сцепление места работ со смесью:
      • Бетонные или кирпичные стены можно очистить раствором соляной кислоты (3%), а потом ополоснуть холодной водой.
      • С пятнами масла хорошо справляется жирная глина: смажьте ею загрязнённые участки, дайте просохнуть, а затем удалите.

    Можно повторить процедуру, если будет нужно.

  2. Удалите старые слои штукатурки. Внутренние и наружные откосы обстучите молоточком, обмахните веником, чтобы как можно больше штукатурки отпало. Щели зачистите, смочите очищенные участки водой, нанесите новый раствор. Как только поверхность высохнет – распределите по ней штукатурный слой.

Состав раствора

У вас есть два варианта — купить в магазине готовую смесь или сделать её своими руками. Если опыта мало или нет уверенности, что вы правильно рассчитаете все пропорции, лучше выбрать готовую штукатурку.

Самодельная штукатурка требует наличия в составе какого-либо вяжущего элемента — например:

  • цемента;
  • глины;
  • гипсового наполнителя.

Состав может быть простым или сложным, но важно другое: вы не должны менять количество компонентов или их объёмы. Не скупитесь на составляющие, иначе смесь получится непрочной, а откосы быстро придут в негодность. Если добавить лишнего – штукатурка быстро растрескается после высыхания. Качественная смесь должна слегка цепляться к лопатке.

Совет

Желательно добавлять в смесь гашёную известь. Она подходит для каменных и деревянных стен. В магазине продаётся негашёная известь, поэтому провести процедуру гашения вы должны будете сами.

В зависимости от вида извести:

  1. В подходящую по размеру тару засыпьте быстрогасящуюся известь, залейте водой, покрыв полностью. В течение нескольких минут будет происходить выделение паров. Когда активность поутихнет, залейте ещё немного жидкости. Всё тщательно перемешайте.
  2. Известь среднего гашения засыпьте в контейнер на ¼ часть, залейте водой. Выделение паров начнётся через полчаса. В конце процесса разведите её водой, перемешайте.
  3. Известь медленного гашения даже заливать не нужно, просто смочите. Процесс гашения будет идти более часа.

Некоторые используют гипсовый раствор, но учтите: смесь с ним высыхает моментально (через 5–10 минут), поэтому придётся действовать быстро, что не всегда удобно. Гипс не любит влажную среду, работать с ним можно только в очень сухом помещении. Гипсовый раствор полностью высыхает за 3 суток.

С цементом таких проблем нет. Он быстро и хорошо сцепляется с поверхностью, высыхает за 24 часа. Стоит цемент на порядок дешевле гипса.

У каждой смеси – свой срок годности. Цементную можно использовать только 20-30 минут, поэтому нет смысла делать её много.

Сам процесс

Оштукатуривание внутренних и наружных откосов своими руками проводят в следующем порядке:

  1. Сначала внутренние откосы (нижние, боковые, верхние), затем наружные. Наберите на шпатель немного жидкого раствора (часть шпаклёвки сделайте пожиже – это увеличит сцепление с поверхностью, но раствор не должен растекаться во все стороны), распределите по проёмам. Дайте слою просохнуть.
  2. Установите угловой профиль при помощи строительного уровня и, продолжая наблюдать за выравниванием поверхности, продолжайте наносить раствор. Когда он высохнет, поправьте углы.
  3. Сделайте затирку тёркой, нанесите грунтовку.
  4. Заключительный этап – отделка по вашему вкусу: декоративной плиткой, штукатуркой или декоративным уголком (о том, как сделать декоративные откосы из штукатурки, уголка и камня, читайте здесь).

Совет

При оштукатуривании откосов пластиковых окон своими руками, стоит придерживаться таких же принципов. За одним исключением: на оштукатуренном откосе нужно сделать длинное узкое углубление (не более 5 мм), а в него положить слой строительного силикона (силикон можно заменить герметиком или жидким пластиком).

В местах соединения окна с откосом часто появляются трещины (потому что под влиянием высоких температур пластиковые окна расширяются), а силикон поможет избежать этой неприятности.

Как выровнять поверхности?

Выравнивание откосов необходим, чтобы окна выглядели аккуратно и красиво. Осмотрите их: по вертикали они не могут отклоняться более, чем на 2 мм (из расчёта на 1 метр). Поэтому не жалейте штукатурки: пусть придётся потратить больше денег и времени, но это принесёт только пользу в будущем. Если искривление слабое, воспользуйтесь проволочной сеткой.

Также в помощь – профиль для штукатурки, маячки. Их монтируют на раствор, но, поскольку достаточной прочности они не гарантируют, используйте дополнительно дюбели или саморезы (если стены кирпичные). Крепить маяки нужно по отвесу, чтобы они не сместились.

Полезные рекомендации

  1. Температура в комнате, где планируется обрабатывать откосы, не должна быть ниже +5 градусов, если используется цементный раствор, и не менее +10 градусов, если вы купили ротбанд.
  2. Подберите для работы перчатки из плотной резины. Они защитят ваши руки от растворов и царапин.
  3. Если откосы не просушены, они быстро начнут трескаться, краска на них – шелушиться, опадать лоскутами. Закончив очередной этап работы, нужно будет убрать пыль, грязь с поверхности, во время работы нужно держать окна закрытыми.
  4. Для внутренних откосов советуют использовать гипсовый раствор. Но снаружи, в условиях частой смены погоды, возникновения осадков и колебания температур удобнее смесь на основе цемента.
  5. Если необходимо утепление – используйте монтажную пену, пенопласт или пенополистирол.
  6. Перед работой прикройте подоконник куском плотного картона или обрезками гипсокартона, подходящими по размеру. Стеклопакет, фурнитуру и батареи заклейте плёнкой из полиэтилена или плотной бумагой.

Не всегда удаётся найти умелого и аккуратного мастера для отделки откосов. Но, зная основные правила и тонкости работы, справиться с ней будет легче. Удачного вам ремонта!

Полезное видео

Предлагаем посмотреть наглядное видео про штукатурку откосов своими руками:

Штукатурка откосов окон и дверей своими руками

После того, как вы установили и закрепили окна или двери, нужно готовиться к оштукатуриванию откосов. Штукатурка откосов проводится с помощью специальных растворов. После проделанной работы дизайн дверных или оконных проемов имеет завершенный вид.

Конечно, штукатуркой откосов должны заниматься специалисты с опытом работы. Однако, если вы решили заняться отделкой оконных откосов своими руками, вам нужно вначале ознакомиться с основами штукатурки более простых поверхностей. В этой статье мы предложим рассмотреть несколько рекомендаций, которые помогут вам в процессе работы.

Инструмент для работы

Для того, чтобы вам легко работалось необходимо правильно подобрать инструмент. При этом нужно учитывать и то, какой материал вы будете использовать для отделки откосов окон и дверей. В любом случае нужно подготовить такой инструмент:

  • точный уровень;
  • рулетка;
  • мастерок;
  • шпатель;
  • молоточек;
  • две посуды: одна для раствора, другая — для воды.

Совет! Уровень нужно выбрать средний, длиной 1 м. Дело в том, что длинный уровень может не вписаться в проем, а с коротким возникают проблемы в работе.

Смотря, какой раствор вы используете, дополнительно вам понадобится нож, баллон с пеной и т.д.

Если вы используете традиционный раствор из цемента, вам понадобится терка. При использовании гипсовой штукатурки «Ротбанд», приготовьте большой шпатель, гладилки разных размеров и губчатую терку.

Также, обратите внимание на спецодежду, в которой вы будете чувствовать себя удобно. Желательно надеть головной убор, чтобы исключить попадание смеси на голову. Чтобы уберечь руки от воздействия раствора, лучше пользоваться перчатками. Вы будете чувствовать себя безопасней, если приобретете строительный козлик. Со стремянки процесс штукатурки будет длиться дольше почти вдвое.

Утепление оконных и дверных откосов

После окончательной установки стеклопакета могут образоваться щели разных размеров между коробкой и стеной. Причина может быть в конструкции или в некачественной установке изделия. Иногда эти зазоры доходят до пяти сантиметров и больше. Особенно часто это можно наблюдать при замене окон в старых домах. В этом случае штукатурка для откосов окон включает дополнительно еще два этапа: 

  1. утепление;
  2. звукоизоляция.

Все зазоры между стеной и коробкой нужно заполнить любым материалами, обладающими теплоизолирующими свойствами, как показано на видео. Для лучшего скрепления, их можно слегка смочить раствором. Заполняя данным материалом щели по всему периметру проема, обязательно оставьте три сантиметра, которые затем нужно уплотнить основной смесью. В случае, если новое окно пропускает звуки со двора, необходимо дополнительно наполнить щели материалами со звукоизоляционными свойствами.

На сегодняшний день популярны пластиковые окна, установкой которых занимаются специалисты. При грамотной установке, практически, не остается зазоров между площадями. В этом случае используют монтажную пену, которая является отличной изоляцией.

Подготовительные работы 

  • Перед тем, как начать обрабатывать откосы окон, первым делом нужно качественно установить конструкцию без каких-либо отклонений. В противном случае такой дефект не сможет исправить даже откос, поэтому оконную раму придется демонтировать;
  • Следующим этапом станет установка подоконника. Его нужно определить строго горизонтально. Качество работы можно проверить с помощью шарика. Если он стоит на месте и не скатывается, это значит, что панель установлена правильно;
  • Чтобы подготовить откосы для штукатурки нужно оконную раму защитить специальной пленкой или монтажным скотчем. При установке окон ПВХ на рамах уже имеются такие пленки. Специалисты также рекомендуют защитить и подоконник. Здесь можно использовать любой материал, который следует хорошо закрепить на поверхности;
  • Теперь можно приступать к снятию старой штукатурки. Чтобы облегчить свой труд, для этой цели можно использовать перфоратор. Если вы будете проводить оштукатуривание откоса на старый слой штукатурки, не забудьте очистить поверхность от побелки;
  • Последним этапом подготовки к штукатурке оконных или дверных откосов является тщательная очистка поверхности от грязи и различных пятен.

 

Также, перед оштукатуриванием откосов нужно уделить особое внимание углам. При этом необходимо очистить их от наплывов раствора, а швы хорошо расчистить. Тогда штукатурка крепко сцепится с поверхностью, и будет служить вам долго. 

Технология штукатурки откосов

Для лучшего проникновения света в помещение, оконные откосы создают под некоторым углом, который можно отмерять специальным инструментом. Существует несколько материалов, которые используют для отделки оконных и дверных откосов.

Совет! Штукатурка является самым экономичным способом отделки поверхностей. В тоже время, это более сложный процесс и требует некоторых навыков.

Выполняя оштукатуривание самостоятельно, вы можете использовать для раствора такие материалы: 

  1. цемент и песок;
  2. сухие составы с гипсом.

Первый и второй вид штукатурки вы сможете найти в специализированных магазинах. Стоит заметить, что смесь цемента с песком вам обойдется дешевле, чем гипсовая. Тем не менее, каждый строитель делает свой выбор.

Для отделки откосов вам понадобится стартовая и финишная шпаклевка. Стартовая смесь отличается своим крупным помолом веществ, входящих в состав шпаклевки. Обычно ее наносят на поверхность толщиной не более 1,0 см. для того, чтобы закрыть все дефекты и сделать поверхность окончательно ровной.

Нанесение стартовой шпатлевки

Перед нанесением стартовой шпаклевки, как правило, основу необходимо грунтовать. При этом, специалисты советуют воспользоваться грунтовкой того же изготовителя, что и шпаклевка. Одинаковые составляющие, входящие в состав этих материалов гарантируют крепкое сцепление шпаклёвки с поверхностью.

Готовый раствор начинаем наносить на стену, используя широкий шпатель. На него накладываем стартовую смесь и наносим на стену, плотно прижимая инструмент. Штукатурить нужно движением снизу вверх. Для новичков лучше накладывать стартовую шпаклёвку небольшими порциями. С небольшой поверхностью вам придется повозиться, пока вы не ощутите слой раствора.

Для особо запущенных стен используют для армирования строительную сетку, а для ровных углов откоса — перфорированный уголок. Такие дополнительные элементы значительно облегчают процесс работы. Для обработки углов, лучше всего воспользоваться угловым шпателем. Если есть необходимость нанесения следующего слоя важно подождать высыхания первого слоя. На полное просыхание раствора уходит не меньше 24 часа.

Нанесение финишной шпаклевки

После стартовой шпаклевки остаются неглубокие трещины. В результате нанесения финишной шпатлевки поверхность становится ровной и гладкой и готова к покраске или нанесению какого-либо другого покрытия. Существует такой вид шпаклевки, замешанной на очень мелком зерне наполнителя. Она способна устранить самые мелкие погрешности на поверхности и придать стене идеально гладкий вид.

 

Кроме того, такой шпаклевкой гораздо легче работать, так как она обладает отличной пластичностью. После обработки откосов данной финишной смесью, покраска выглядит особо качественной и красивой. Раствор наносят в 2-3 слоя, причем, каждый слой наносится в разном направлении. При этом, после высыхания каждого слоя, откос нужно обработать шлифовальной машинкой.

О моей одержимости Шервудом Андерсоном

Сейчас это кажется мне безумием, учитывая мою давнюю привязанность к этому человеку и его произведениям, особенно Уайнсбург, Огайо , цикл взаимосвязанных рассказов, впервые опубликованный в 1919 году. рай на заре двадцатого века. Впервые я столкнулся с ним на уроках английского языка в весеннем семестре старшего года старшей школы.

Сегодня у меня более дюжины экземпляров Winesburg  в различных изданиях, но больше всего я ценю ту грязную книгу в мягкой обложке со сломанным корешком, напечатанную в 1952 году, благодаря которой я впервые попал в мир Андерсона. На его обложке изображен карандашный набросок молодого человека в костюме и галстуке, держащего в одной руке шляпу, а другой обнимающего молодую женщину. Он выглядит так, будто наклоняется для поцелуя. Напротив титульного листа находится нарисованная от руки карта Уайнсбурга, на которой изображена группа трехмерных зданий на углу улиц Мейн и Бакай, некоторые из которых имеют названия «Бакалея Херна», «Магазин Синнинга», «Закусочная Биффа Картера». Окружающее белое пространство намекает на отдаленность города, предполагая самодостаточный мир. Однако больше всего мой подростковый разум взволновали названия глав Андерсона, обещавшие проникновение в тайны бытия: Благочестие, Сдача, Ужас, Приключение, Респектабельность, Одиночество, Пробуждение, Выпивка, Смерть, Утонченность, Отъезд — «смелые слова, полные смысла», как писал Андерсон, каждое из которых находит выражение в жизни конкретного жителя Уайнсбурга. Любая из сказок книги могла бы легко существовать сама по себе, но вместо этого они связаны географией и, очень часто, пророческим присутствием Джорджа Уилларда, молодого репортера газеты Winesburg Eagle , глазами которого мы узнаем город.

Мое понимание Уайнсбурга сильно изменилось за эти годы. Поначалу, что типично для эгоцентричного подростка, чтение книги Андерсона имело больше отношение ко мне, чем к нему или любому из его персонажей. Выросший в пригороде Чикаго, я тосковал по постоянству, которое олицетворял Уайнсбург — старые дома, грунтовые дороги, семьи, привязанные к земле, живущие и работающие вместе поколениями. Место, где люди работали руками и потребляли только то, что произвели сами. Я чувствовал некую подлинность в этом стиле жизни, которого не хватало моему высшему среднему классу с шоссе, торговыми центрами, корпоративными офисными парками и сетевыми ресторанами. На мой взгляд, Уайнсбург предлагал более медленный темп. Люди там гуляли, сидели на своих передних крыльцах, разговаривали, здоровались с соседями, смотрели на закат, считали звезды на ясном ночном небе. Вы не могли видеть много звезд там, откуда я родом. Уайнсбург заключал в себе обещание того, каким мир был раньше и может стать снова — буквально ярче, красочнее, живее.

Теперь я понимаю, что Андерсон хотел вызвать в Уайнсбурге не ностальгию, а отчуждение. Он описывает жителей Уайнсбурга как «гротесков» — людей, попавших в щели жизни, поддавшихся слабости и сомнению и, что хуже всего, отгородившихся друг от друга. Это изолированные изгои, подавленные, задушенные, низкорослые. Большая часть книги происходит ночью, как будто жители Уайнсбурга — падальщики, крадущиеся во тьме в поисках понимания — чего-то, чего никто из них никогда не находит. Открывающая глава Андерсона «Книга гротеска» — это его великое философское утверждение о человеческой природе: каждый из нас идет по миру в одиночестве, видя только своими глазами, зацикленный на собственном опыте, неспособный к реальному пониманию. Уайнсбург — это не место надежд и надежд; он пустынный и жестокий, изолированный как эмоционально, так и географически.

Как я мог это пропустить? Как можно было рассматривать Уайнсбург как идеал, к которому нужно стремиться? Я виню в этом самого Андерсона. В конце концов, он невольно подрывает собственное мрачное послание тем сочувствием и добротой, которые привносит в свои истории. Даже когда Андерсон пытается убедить нас в нашем неизбывном эгоизме, он описывает плотника, который, чиня кровать для пожилого писателя, огорчается при воспоминании о брате, погибшем на Гражданской войне. «У него, как и у старого писателя, были белые усы, и когда он плакал, он морщил губы, а усы подпрыгивали вверх и вниз», — пишет Андерсон. «Плачущий старик с сигарой во рту был нелеп». Смешно! Даже сегодня я нервно останавливаюсь, когда он использует это слово. «Я упомянул его только потому, — продолжает Андерсон, — что он, как и многие из тех, кого называют очень простыми людьми, стал наиболее понятным и привлекательным из всех гротесков в книге писателя». Таким образом, Андерсон не только смотрит прямо на боль и уродство жизни, но и делает это с добротой в сердце.

За более чем 20 лет не проходит и дня, чтобы мои мысли не обращались, пусть мимолетно, к Андерсону, «второстепенному автору незначительного шедевра», как он однажды назвал себя. Уайнсбург  стало моей большой литературной одержимостью, хотя и по причинам, которые остаются неясными даже для меня. Возможно, это потому, что я столкнулся с этим как раз в нужном возрасте, когда я готовился покинуть дом в первый раз. Как и все остальное, Winesburg  о разочаровании взросления. В рассказах Андерсона зрелость приближается скачкообразно, подкрадываясь к своим невинным жертвам, прежде чем взорваться силой откровения. Это момент «утонченности», пишет он, когда мы начинаем принимать «отсталый взгляд на жизнь». Мы потрясены, обнаружив свою малость и незначительность, ощутив собственную смертность.

Многие из нас сейчас насмехаются над собой в подростковом возрасте, слишком быстро отказываясь от замешательства и боли, которые мы чувствовали. Андерсон никогда этого не делает. Даже когда мы покидаем поле для зрелости, он остается, не стесняясь и ожидая нас, если мы когда-нибудь вернемся. Для меня его книга — это портал в мой восемнадцатый год, червоточина, ведущая в детство, через которую я могу воссоединиться со своим младшим «я».

Поэтому одним весенним утром я с некоторым волнением свернул с шоссе и въехал в Мэрион, административный центр округа Смит, где Андерсон жил и работал последние годы своей жизни. Здесь он женился на дочери знатной семьи; построил красивый дом из местного камня; купил две районные газеты — одну демократическую, одну республиканскую, — для которых он регулярно писал под народным псевдонимом «Оленья лихорадка»; и вскоре стал любимой фигурой, которой горожане восхищались за его полное отсутствие претензий и готовый, вызывающий боль в животе смех. Андерсон по-прежнему часто путешествовал по стране, каждый год проводя месяцы вдали от своего поместья, которое он назвал «Рипшин» из-за мягкого ручья, разделяющего поместье пополам. Но в Марион, наконец, он, кажется, нашел удовлетворение в той же жизни в маленьком городке, от которой он бежал много лет назад. После целой жизни, посвященной поиску человеческого понимания и чувства сопричастности, он оказался более или менее там, где начал.

Я припарковался на Мейн-стрит, большая часть которой, вероятно, не изменилась со времен Андерсона, и осмотрелся. Величественное здание суда в палладианском стиле, старый театр с шатром, рекламирующим исполнители кантри-музыки, исторический отель, здания из красного кирпича, окруженные семейными магазинами, наполненными антиквариатом, украшениями и закусками. Многие витрины были явно пусты с табличками «Сдается в аренду» в больших эркерах, а на улицах не было людей.

Забравшись обратно в машину, я направился к кладбищу и поехал, пока не заметил памятник Андерсону. Мне не терпелось приложить руку к камню, разделить близость с этим человеком, который даже после смерти значил для меня не меньше, чем любой другой живой человек. Оставив машину на дороге, я поднялся на холм и встал на колени у основания памятника. Это было великолепное яркое майское утро, когда Марион и зеленая долина за ее пределами были залиты солнечным светом — момент, готовый к трансцендентности. После почти 20 лет поклонения я был в присутствии Андерсона, ближе к нему, чем когда-либо. Чего я ожидал, я не могу сказать. Таинственный порыв ветра? Тихий шепот с другой стороны? Вместо этого я чувствовал только пустоту и странное свежее чувство утраты. В нескольких футах от памятника, заросший мертвой травой, в землю был врыт каменный столб. «ШЕРВУД АНДЕРСОН».

Его тело лежало под ногами, где оно находилось с момента погребения в марте 1941 года. Похоронная процессия из примерно 30 автомобилей медленно двигалась вверх по холму, чтобы опустить в землю гроб, украшенный флагом. Пел хор из местного колледжа, а пара лютеранских священнослужителей выступала с чтениями. «Он покоит меня на злачных пажитях, водит меня к водам тихим». Андерсон неожиданно скончался в панамской больнице за несколько недель до этого, на полпути по морскому пути в Южную Америку. Он запланировал неофициальную дипломатическую миссию, чтобы пообщаться с писателями и поэтами из этого региона, и, без сомнения, жаждал их лести так же, как и знакомства. К тому времени его карьера потеряла свой блеск — он действительно стал анахронизмом, предостерегающей фигурой в умах молодых писателей, предупреждением об издержках интеллектуального самодовольства. Даже его шедевр  Уайнсбург, Огайо,  выпал из уважения. Андерсон и его книга символизировали античное время, уже далекое от сознания большинства американцев, но все же не настолько далекое, чтобы вызывать у них сочувствие или привязанность.

Но люди, собравшиеся в то утро на кладбище, знали не только писателя, но и человека — и для них его наследие должно было быть найдено не на печатной странице, а в нежной памяти его человечества. После похорон местный краснодеревщик пригласил группу мужчин в мастерскую, которую он держал за своим домом. Много раз они с Андерсоном проводили там часы, болтая среди опилок. Он закрепил немного дерева на токарном станке, и мужчины по очереди вырезали из него кубок. Закончив, они наполнили его вином и раздали по кругу, поджарив память Андерсона. «Мы не смотрели на него через его книги и не превозносили его через его славу», — сказал один из них, по словам присутствовавшего там репортера. «Мы нашли и полюбили этого человека таким, какой он есть».

О, как бы мне хотелось испить из этой чашки! Более 70 лет спустя, стоя над телом Андерсона, я почувствовал особую потребность узнать его таким, каким они его знали, как компаньона, как друга — открыть для себя нечто большее, чем можно найти в его книгах. На мгновение — и да, это странно — мне захотелось выкопать его. К счастью, порыв исчез так же быстро, как и возник, сменившись сознанием того, что Андерсон сейчас так же далек, как и в тот момент, когда он испустил последний вздох. И все же какая-то его часть — рукопожатие, блеск глаз при хорошо рассказанной шутке — какое-то время оставалась в сознании людей, собравшихся в столярной мастерской.

Со временем наше представление об Андерсоне неизбежно сузилось. Любую жизнь, в том числе и его, можно слишком легко разложить на составные части. Возьмем роман Джулиана Барнса « Попугай Флобера, », который предлагает параллельные характеристики великого французского писателя Гюстава Флобера. В первом Флобер — знаменитый автор книг «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств», благословленный стечением обстоятельств и легким успехом. Рожденный в благополучной, стабильной семье, он поддерживает тесные дружеские отношения, достигает многочисленных профессиональных и сексуальных побед и еще при жизни обожествлен как отец французского реализма. Во втором Флобер чуть не умирает в младенчестве, страдает от эпилепсии, его выгоняют из школы, его калечит горе из-за смерти друзей и семьи, он оказывается неспособным к любви, заражается сифилисом в результате бессмысленного полового акта, терпит неудачу в многочисленных писательских проектах, на него возмущаются завистливые современники, и он умирает в одиночестве, истощенный и нищий, а дело его жизни разбирают мелкие критики.

Обе интерпретации верны; они описывают одного и того же человека в одно и то же время в одном и том же месте. Настоящего Флобера, Истину его существования можно найти не в какой-то отдельной детали, хорошей или плохой, а в сложном и деликатном скоплении фактов, разрозненных и противоречивых.

Чтобы увидеть Андерсона в движении, нужно проявить воображение. Странный факт, но, кроме нескольких фотографий, он оставил только следы. Для сравнения, благодаря радио и кино молодые писатели, на которых он оказал влияние и на которых он наставлял, сохранили большую часть своей жизненной силы. Любой, у кого есть подключение к Интернету, может посмотреть, как Хемингуэй аплодирует с трибун на корриде в Испании, или послушать, как Фолкнер читает с Когда я умирал.  Вы можете изучать их как воплощенных людей, полностью занятых актом жизни. С Андерсоном не так. Возможно, его известность померкла слишком рано, но по какой бы то ни было причине его нигде нет. Нет ни фильмов о том, как он путешествует по миру, ни записей его голоса. Был бы я так полон решимости преследовать его, если бы они были? Если бы я мог просто включить свой компьютер и наблюдать, как он играет в крокет (его любимое развлечение) на свежескошенной рипшинской лужайке или слышать гравий в его курильском баритоне?

Осталось лишь небольшое количество зернистых фотографий — плоских, бесцветных, неподвижных, немых. В течение многих лет я искал их везде, где только мог, надеясь, что деликатное воздействие света и момент откровенности могли сговориться, чтобы сохранить ощущение физической осанки Андерсона, фигуры, которую он изобразил. Английский писатель Джефф Дайер в « Out of Sheer Rage, » рассказывает о своих трагикомических поисках литературного героя своей юности, Д. Г. Лоуренса, так же одержим неадекватностью статичных образов. «Чем больше я смотрел на свою коллекцию фотографий Лоуренса, — пишет он, — тем настойчивее становилось ощущение, что Я не знал, как выглядит Лоуренс . Ощущение слишком знакомое. Сходство Андерсона никогда не кажется фиксированным. Он может быть неузнаваем от одной фотографии к другой, хамелеон, вечно меняющий свой цвет. Частично это, конечно, отражает его позднее появление на литературной сцене. Меньше его изображений существует с первых дней, до того, как он бросил жену и детей в Элирии, штат Огайо, и в возрасте 37 лет отправился в Чикаго, оставив позади свою жизнь борющегося владельца фабрики по производству красок, чтобы осуществить свою мечту стать писателем. Известность пришла еще позже, только после публикации Уайнсбург, Огайо,  в 1919 году, когда Андерсону было 42 года. Таким образом, мужчина, запечатленный на большинстве фотографий, уже среднего возраста, что объясняет его кажущийся ускоренным упадок и создает ложное впечатление о странно сжатой жизни.

К пластырю за моим компьютером приклеены две фотографии Андерсона. Один из них, мой любимый, предлагает редкий взгляд на писателя до того, как он стал писателем. Он датируется 1900 годом, когда Андерсону было всего 24 года, и он жил со своей сестрой в Чикаго. Он искал работу в рекламе, закончив несколько подготовительных курсов в Виттенбергской академии в Огайо, и только недавно вернулся с Кубы, где его подразделение Национальной гвардии было развернуто во время испано-американской войны. (Слишком поздно, чтобы увидеть бой, Андерсон проводил время, охраняя заключенных и играя в покер.) На фотографии он стоит боком к камере и у стены, одетый в черную фетровую шляпу и шерстяное пальто с поднятым воротником. Левая сторона его лица окутана светом, правая поглощена тенью, которая проецирует призрачную фигуру на обои позади него. Локон волос игриво сбившийся с пути; херувимская улыбка, обнажающая прямые, поразительно белые зубы; зажженная сигарета, лениво зажатая между указательным и средним пальцами, — его легко можно принять за идола утренников или эстрадного певца из «Крысиной стаи» более позднего поколения. Бадда-бинг, бадда-бум!  Он оптимистичен, уверен в себе, готов добиться чего-то самого себя, осознает возможности жизни. Изображение пронизано волнением юности, одно из немногих, в которых вы чувствуете, как Андерсон смотрит из кадра, совсем не недовольный тем, что он видит.

На другом снимке, сделанном почти четверть века спустя, может быть, за год или два до смерти Андерсона, мы смотрим через окно с шестью стеклами в его писательской каюте в Рипшине. Эта сцена напоминает то, что Андерсон однажды наблюдал в свои 19 лет.24 memoir, A Story Teller’s Story, о силе языка, о том, что великие фразы «подобны окнам, смотрящим в дома», где «что-то вдруг отрывается, вся ложь, все уловки о жизни исчезают на мгновение». Он сидит, сгорбившись, над столом перед стопкой бумаг, опустив голову и сосредоточенно сжав губы. Его когда-то обильная копна каштановых волос отступила и поседела. Он носит очки, ярко-полосатый галстук и твидовый пиджак. Интересно, он всегда одевался на работу? Позади него стул из грубо отесанного дерева. Не построил ли его для него друг из числа местных мастеров? К этому времени репутация Андерсона настолько пошатнулась, его литературные способности настолько покинули его, что можно представить, что для него было проявлением величайшего мужества сесть за этот стол. Аура надежды, пронизывающая предыдущее изображение, исчезла. Мы видим Андерсона в конце жизни, которая не совсем сложилась так, как наверняка мечтал этот молодой человек. Зритель может даже задаться вопросом, не является ли изображенная здесь задумчивая фигура одним и тем же человеком, — и есть место сомнению, пока мы не замечаем сигарету, все еще небрежно примостившуюся на том же месте между его пальцами.

Но, несмотря на все перемены во внешности и литературной судьбе, Андерсон так и остался запертым в вечном подростковом возрасте. Он написал не менее трех мемуаров, частично вымышленных, в неуклюжей попытке осмыслить свое детство, свои сложные отношения с отцом, свое желание чего-то лучшего, чем то, что у него было. Это помогает объяснить, почему Уайнсбург, штат Огайо, сохраняет свою привлекательность для молодежи. По словам книжного критика Майкла Дирды, спустя почти столетие после публикации она остается одной из самых популярных книг на семинарах по американской литературе, уступая только 9 книгам.0003 Великий Гэтсби.  Даже во времена Андерсона среди ее самых восторженных читателей были литературные иконы следующего поколения — Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Ф. Скотт Фицджеральд, Томас Вулф, Джон Стейнбек, Джон Дос Пассос и Уильям Сароян. Некоторые из них подружились с Андерсоном и обратились к нему за советом. Например, он сыграл важную роль в публикации первой книги Хемингуэя, а некоторое время спустя сказал молодому Фолкнеру, что ему следует подумать о том, чтобы написать о Миссисипи. Они оба отплатили ему романами — 9 Хемингуэя. 0003 «Весенние потоки » и « комаров » Фолкнера, которые пародировали его стиль и высмеивали его личность. Возможно, сила его влияния была такова, что сыновья были вынуждены убить отца, прежде чем превзойти его. Позже Фолкнер примирился с Андерсоном, заявив в своей речи о вручении Нобелевской премии, что он и его поколение писателей были «все мы дети Шервуда Андерсона», но Хемингуэй, который был в большем долгу, так и не извинился.

Их предательство, каким бы болезненным оно ни было для Андерсона, говорит о чем-то весьма обычном в том, как люди относятся к нему и его работе. Литературный критик Ирвинг Хоу в свои 19 лет51 биографии Андерсона, пишет: «Когда я прочитал Уайнсбург, Огайо в подростковом возрасте, я почувствовал, что мне открылся новый мир, новые возможности опыта, новые измерения эмоций. Немногие годы спустя я обнаружил, что отвергаю работу Андерсона: меня раздражала его расплывчатость, превосходившая его неуверенность. Тем не менее, он по-прежнему значил для меня больше, чем другие писатели, достигшие бесспорно больших успехов». Я мог бы легко написать эти слова сам. В течение многих лет я боготворил Андерсона за строгий ритм его прозы, его отчаянное стремление к самопознанию, его сочувствие и доброту. Но он был также тщеславен, незрел, сентиментален, даже жалок и, несмотря на все свои усилия, чужой самому себе. Несмотря на это, моя привязанность к нему остается. Как писал Андерсон в письме Ван Вику Бруксу, известному литературному критику, который недавно раскритиковал творчество героя своего детства Марка Твена: «Безусловно, эта вещь должна быть предпринята как работа с любовью, и любовь должна смириться с несовершенствами».

Сам Андерсон обладал необычайно острым критическим взглядом и ясно понимал, когда его собственная работа слишком часто терпела неудачу. Тем не менее, он продолжал настаивать, движимый почти религиозным рвением в отношении искупительной силы творчества. «Цель искусства не в том, чтобы делать картины для продажи», — писал он в письме 1927 года одному из своих сыновей, начинающему художнику. — Это чтобы спасти себя. Депрессивный по натуре, он перенес два нервных срыва, из-за которых бесцельно шатался по сельской местности в каком-то состоянии фуги. Не раз он всерьез подумывал о самоубийстве. Известный в первую очередь своими рассказами, он также написал ряд второсортных романов, как в начале, так и в конце своей карьеры, которые большинство критиков сочли трудными для чтения, поскольку они были для него написанием. Тем не менее, по крайней мере, Андерсон работал на собственных условиях Андерсона; он больше не чувствовал мук ненависти к себе, терзавших его совесть, когда он работал рекламным копирайтером в Чикаго. Там он зарабатывал на скудную жизнь, оттачивая свои способности в качестве мастера слова. Для человека с ограниченным образованием этот опыт мог только улучшить его перспективы. Но по мере того, как шли годы, а он не мог отделиться от того, что он насмешливо называл «всеобщим блудом» рекламы, Андерсон приходил в уныние из-за бездушия своей работы. (Даже после публикации Winesburg,  на какое-то время он оставался неспособным зарабатывать на жизнь самостоятельно. ) Он стал считать себя предателем, рабом того же ненасытного капитализма, который, как он считал, пожирает лучшие стороны американской жизни.

Тем не менее, в конце концов он сбежал и, несмотря на все разочарования, которые ждали его впереди, свободно вел жизнь по своему выбору. Он нашел своего Рипшина. Это отчасти объясняет, почему он продолжает держать меня за руку. Я родился через 100 лет после Андерсона и, как и он, достиг совершеннолетия на Среднем Западе. Но есть еще кое-что в нашем родстве. Мы оба поздно расцветаем: в детстве ни один из нас не проявлял большого интереса к книгам, но, став взрослыми, поглощал их с одержимостью, отчасти для того, чтобы смягчить чувство интеллектуальной неполноценности. Точно так же мы — беженцы: точно так же, как я бежал от озабоченности моего родного города деньгами и статусом (по иронии судьбы приземлившись в Вашингтоне, округ Колумбия, бьющемся сердце этой культуры), Андерсон бежал от того, что он позже назвал «мечтами о внезапном богатстве и власти», охватившими Огайо в его ранней зрелости. Наконец, мы оба искатели: перипатетические скитания Андерсона окрасили карту, поскольку он неоднократно отваживался на поиск смысла, подлинности, места, принадлежности и связи. Я тоже ищу эти вещи.

Работа журналистом увела меня далеко от скучного пригорода Чикаго, где я вырос, и по большей части мне это нравилось. Но сейчас, как и Андерсон столетие назад, я чувствую, что приближаюсь к среднему возрасту, как ни странно, неудовлетворенный. Я чувствую не столько несчастье, сколько тревожное чувство дрейфа. Годы пролетают все быстрее в тумане эфемерных забот, и в последнее время я стал задумываться, трачу ли я их так, как должен. Духовное общение с Андерсоном долгое время было для меня источником утешения, намеком на то, что я не одинок в своих попытках схватиться или споткнуться, как это чаще всего ощущается. Вообразите же мою радость, когда я нашла эту надпись синими шариковыми чернилами, датированную 14 декабря 19 года.62, на обложке сборника писем Андерсона, который я заказал в букинистическом магазине и недавно получил по почте:

 Шервуд, который так много значил для меня в те ранние дни, когда я только начинал находить себя. В то время он не мог сделать ничего плохого — все его чувства открывались честностью — честностью, которую он знал. Теперь я вижу, что были определенные вещи, блокирующие его зрение, которые лежали внутри него. Но я до сих пор получаю огромное удовольствие, слушая, как он ищет вслух, и мягко с ним не соглашаюсь.

Борьба Андерсона — это все наши трудности до определенного момента — большинство из нас изо всех сил стараются превзойти его поиски — некоторым из нас это удается. Шервуд больше не Писатель, а человек: прекрасный, честный, беспокойный человек, у которого мы все можем учиться. Мы черпаем силы из его подобных чувств; мы учимся на его ошибках; мы сочувствуем его неудачам.

Думаю, это то, чего он хотел.

Эти слова, написанные почти за 15 лет до моего рождения, предназначались кому-то другому, но, читая их, у меня возникло ощущение, будто я получил долгожданное письмо от дорогого друга. Шервуда Андерсона больше нет, но доброта и понимание, которые он выпустил в мир, все еще растут и будут расти, пока у него есть читатели. Куда бы я ни пошел в своих поисках, выцветший желтый корешок Уайнсбург, Огайо  смотрит с полки, терпеливо ожидая моего возвращения. Я не могу не чувствовать, что книга и ее автор еще не раскрыли все свои секреты — что, возможно, искусство, к которому Андерсон обратился для своего спасения, может просто спасти и меня.

уголок для штукатурки оконных конструкций, как штукатурить окна, как штукатурить своими руками

Откосы окон и дверей любого здания должны выполняться в соответствии с общей стилевой концепцией в помещениях или дизайном фасада. Чтобы декоративное покрытие на них хорошо держалось и долго радовало хозяев дома, поверхность необходимо подготовить и выровнять. Пожалуй, самый простой и бюджетный вариант для построек из камня или бетона – это выравнивание штукатуркой, тем более, что все можно сделать своими руками. Технология этого процесса для откосов в целом аналогична оштукатуриванию любых поверхностей, но есть важные нюансы, которые необходимо учитывать.

Особенности

Поскольку откосы будут почти касаться оконных или дверных рам, перед нанесением покрытия необходимо убедиться, что установка окон и дверей выполнена правильно. Если вам придется устранять неисправности в конце всех работ, то, конечно же, пострадает штукатурный слой, и весь процесс нужно будет повторять заново.

Оштукатуривание откосов, кроме основных задач — выравнивания и отделки, выполняет некоторые сопутствующие функции:

  • дополнительная паро- и влагоизоляция;
  • улучшенная теплоизоляция;
  • дополнительная защита от шума.

Поэтому важно правильно подобрать материалы и инструменты, внимательно следовать рекомендациям, чтобы полученное покрытие не растрескалось и прослужило долго.

Что нужно для работы?

Основной материал — гипсовая смесь. Чаще всего используются два вида штукатурки: на гипсовой и цементной основе.

Особенности цементной смеси

Существуют составы для черновых покрытий, включающие крупнозернистый песок, и для чистовой отделки поверхностей — с мелкозернистыми песчаными включениями. Такие растворы быстро готовятся и достаточно просты в применении. Но необходимо учитывать, что для полного высыхания слоя требуется много времени, а это увеличит продолжительность ремонта в целом. Но разведенная смесь схватывается так медленно, что с работой справится неопытный исполнитель. Еще один плюс – недорогая цена.

Свойства гипсовой штукатурки

Состав на основе гипса также не сложен в приготовлении, но очень быстро сохнет, поэтому требует определенной подготовки рабочего. Способность впитывать влагу тоже не всегда идет на пользу. Если смесь используется в сухом интерьере дома или квартиры, это свойство, а также способность отдавать лишнюю влагу можно считать достоинствами. Но покрывать таким составом поверхность, непосредственно контактирующую с осадками, все же не рекомендуется. По цене такая штукатурка несколько дороже цементной, а если учесть более экономный расход, то в итоге может выйти даже дешевле.

Есть еще вариант — специальные акриловые смеси. Универсальны, могут быть рекомендованы для любой поверхности. Но стоимость материалов такова, что не каждый может себе позволить их использование.

Но также нужно заранее подготовить грунтовку: глубокого проникновения и финишную. Может понадобиться штукатурка и герметик.

Материалы

Следующие инструменты должны быть под рукой:

  • правило нужной длины;
  • уровень длиной не менее 1 метра;
  • шпатель широкий;
  • мастерок;
  • терка;
  • строительный нож;
  • жесткая щетка;
  • карандаш, лучше графит.

Необходимо подготовить две емкости: для воды и гипсовой смеси.

Удобнее всего штукатурить по маякам, в качестве которых обычно используют плоские планки, профили или специальные металлические уголки. Их сразу нужно заготовить в необходимом количестве, так как если нужно оштукатурить откосы ряда окон на одной стене, маяки-рамы закрепляются сразу на всех на одном уровне.

Если толщина слоя штукатурки будет более 2,8 см, потребуется армирующая сетка.

Чем штукатурить?

Все работы необходимо проводить при температуре не ниже 7 градусов. Но также желательно учитывать рекомендации производителей материалов по этому параметру.

Оконные наличники

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что зазор между оконной рамой и стеной заполнен монтажной пеной, которая под воздействием температуры и влажности может разрушиться. Кроме того, эти же факторы вызывают незначительные деформации рамы, и этого будет достаточно, чтобы покрытие откосов преждевременно растрескалось. Для предотвращения подобных неприятностей рекомендуется проделать следующие манипуляции. Излишки пенопласта срезать, строительным ножом или уголком шпателя провести по краю рамы по периметру так, чтобы образовалась неглубокая канавка, которая заполняется акриловым герметиком. Этим же составом покрыть всю поверхность пенопласта, при высыхании образуется пленка дополнительной пароизоляции.

Иногда возникает вопрос — устанавливать ли подоконник до отделки откосов. С одной стороны, работать удобнее, когда на неподвижных маячных планках есть опоры. Еще одним аргументом в пользу такого решения является возможность выполнить этим же раствором дополнительную тепло- и пароизоляцию площади под подоконником. Но с другой стороны, есть опасность повредить его в процессе оштукатуривания.

Ширина откосов зависит от толщины стен, и нужно учитывать, что угол между ними будет отличаться от 90 градусов. Выведение так называемого угла рассвета создает некоторую сложность. Его значение обычно указывается в проекте разработчиком или проектировщиком и составляет 5 – 7 градусов. Это необходимо для лучшего проникновения дневного света в помещение.

Если конкретный угол не указан, он определяется с помощью простого расчета: 1 см отклонения от рамы на каждые 10 см ширины ската. Для удобства можно нарисовать линию-ориентир карандашом на подоконнике, если он установлен. Верхний скат чаще всего делают с прямым углом.

Подготовительный этап

Теперь нужно очистить поверхность, это можно сделать жесткой щеткой. Необходимо удалить все отпадающие слои. Если есть старая штукатурка, то лучше постучать по ней, чтобы найти, где она отходит от стены. Эти участки нужно постараться отбить, иначе они могут отвалиться в процессе или после окончания работы и испортить весь результат.

Все ямы и выбоины необходимо зашпаклевать. После высыхания шпаклевки всю поверхность обработать грунтовкой глубокого проникновения, это улучшит адгезию. Если используется цементная смесь, этап грунтовки можно опустить, а непосредственно перед нанесением штукатурки слегка увлажнить поверхность.

Крепление маяков

Когда вся поверхность высохнет, установите маяки. Можно подготовить каркас, своеобразную опалубку, которую закрепляют по периметру так, чтобы рейки немного выступали за край. Или используйте специальные уголки. Если подоконник уже установлен, боковые панели опираются на него. Если нет, вы можете прикрутить винт для поддержки.

Теперь посередине каждого ската устанавливаются профили или такие же рейки по линии угла рассвета. Отклонения корректируются уровнем и отвесом. Можно исправить прямо на растворе. Для этого на поверхность набрасывают небольшое количество приготовленной смеси, соответственно устанавливают рейки и плотно прижимают. После высыхания можно продолжать работу.

Штукатурные

Готовят необходимое количество раствора, особенно для гипсовых составов, так как они быстро твердеют. Следует строго придерживаться рекомендаций производителей.

Сначала набрасывается первый слой, заполняется вся площадь между профилями. Разравнивается шпателем или скосом, проведите пальцем вверх. Нужно стараться добиться плотного прилегания штукатурки к поверхности без образования пустот, но и не сильно надавливать, чтобы не занести раствор. Ширина кельмы должна полностью соответствовать размеру откоса таким образом, чтобы со стороны рамы оставался небольшой зазор для свободного открывания окна.

Если нет инструмента подходящей ширины, можно использовать специально подготовленный фанерный шаблон нужного размера со срезанным уголком.

Когда слой немного подсохнет, нужно снять маяки. Штукатурка аккуратно надрезается и профили удаляются. Если углы были закреплены специальными уголками, их можно оставить. Образовавшиеся бороздки заполняются раствором, весь слой выравнивается.

При толщине слоя более 2,8 см закрепляют армирующую металлическую сетку и повторяют оштукатуривание. Иногда для уверенности делают и третий слой, но только после полного высыхания второго. Поверхность тщательно выравнивается, углы подгибаются шпателем

Теперь осталось дождаться, пока все как следует высохнет, и отшлифовать терками откосы. Закрепить результат можно, обработав всю поверхность финишной грунтовкой. Окончательно оформить откосы можно с помощью любого декоративного покрытия.

Отделка дверного проема

Технологический процесс оштукатуривания откосов у двери в целом аналогичен отделке окна. Чаще всего угол отображается 90 градусов, что немного упрощает дело. В связи с этим слой получается не очень толстым, и армирующая сетка не требуется. Рекомендуется вырезать канавку вокруг коробки, а также вокруг рамы и заполнить ее герметиком во избежание дальнейшего растрескивания штукатурки.

Советы

  • Учитывая, что окна и двери соприкасаются с внешней средой, а их откосы могут подвергаться воздействию влаги, нельзя исключать образование грибка и плесени. Поэтому перед оштукатуриванием поверхность желательно обработать специальными антисептическими составами. Если этого не сделать, вывести появившуюся плесень будет намного сложнее.
  • В процессе работы необходимо позаботиться о защите оконных рам, стекол и подоконника. Проще всего затянуть их полиэтиленовой пленкой.
  • Не лишним будет подумать и о собственной защите. Полезная одежда, а особенно головной убор, так как при оштукатуривании верхних откосов вполне возможно попадание смеси в волосы. Вынимать из засохшего раствора будет очень неприятно.
  • Для работы с оконными откосами лучше приготовить козлы, так как штукатурить их будет удобнее, чем из стремянки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*