Как называются цветные окна: Какая называются стекла в разноцветных красках в церкви? — Спрашивалка

Как называются цветные окна: Какая называются стекла в разноцветных красках в церкви? — Спрашивалка

Витраж | это… Что такое Витраж?

ТолкованиеПеревод

Витраж
Витраж
        (франц. vitrage, от лат. vitrum — стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике витражами также называют сплошное или частичное остекление фасада. Цветные витражи, заполняющие оконные проёмы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (АРЕ) в Риме, простейшие витражи существовали в Древнем Египте со 2-го тысячелетия до н. э., а в Древнем Риме — с I в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима (Санта-Сабина, около 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе, 549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В X-XII вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки в 1260; базилика аббатства Клюни, XI в., не сохранилась) и Германии (собор в Аугсбурге, витраж первой половины XII в.) появились сюжетные витражи из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых («Пророки» собора в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь витражи окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника витража остаётся той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты; наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор Нотр-Дам в Шартре, после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (собор Парижской богоматери, витражи XIII-XIV вв. , реставрированы в XIX в.), детали порой выполняются росписью. В XIV-XV вв. искусство витражей получает развитие в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэлсе и др.), где готические традиции удерживались вплоть до XVIII в., а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в витраже всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневекового витража плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для витражей выполняют выдающиеся художники (Л. Либерти, Паоло Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии), но витраж чаще всего представляет собой живопись на стекле. В XVI в. для украшения жилища применяют «кабинетные» витражи — однотонные со светскими сюжетами. В эпоху барокко и классицизма витраж почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Пробудившийся во второй половине XIX в. интерес к готике вызвал попытки возродить искусство витража, однако они свелись к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности интерьера порождает витраж эпохи «модерна» («Рыцарь» М. А. Врубеля, ГТГ).
        

По-новому подошли к проблеме витража художники XX в. (Ф. Леже, А. Матисс), которые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера, отводя им роль острых по ритму и насыщенных по цвету основных художественных акцентов. С середины 1950-х гг. получили развитие витражи-перегородки, используемые как защита от ветра перед входом в здание, и витраж-панно с подсветом, которые нередко становятся декоративной доминантой интерьера. Современный витраж составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Всё чаще создают витраж из монолитных стёкол с росписью спекающимися красками, трехслойные из органического стекла, а также из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для витража ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием, что позволяет выявить богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся: витражи приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции. Советские художники А. В. Стошкус («Земля-мать», 1960-61, Галерея витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук и др. создают витражи, посвященные важным историческим и общественным событиям.


Собор Сент-Этьен в Бурже. 13 — 15 вв.

Литература: Е. Минухин, Витражи, Рига, 1959; Современный советский витраж, М., 1980; Armitage E. L., Stained glass: history, technology and practice, L., 1959; Lafond J., Le vitrail, P., 1966; Rollet J., Les maоtres de la lumiиre, P. , 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

витра́ж
(франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте. Искусство создания витражных композиций переживает расцвет в эпоху Средневековья. В романском искусстве применялись стёкла красного и синего цветов; куски, вырезанные по контуру изображений, скреплялись свинцовым каркасом (собор в Аугсбурге, Германия; витражи «Пророки», нач. 12 в.). В эпоху готики обогащается цветовая гамма витражей, наряду с цветными стёклами применяются бесцветные. Иногда мелкие детали писали на стекле красками. Витражи в окнах готических соборов (собор Парижской Богоматери, витражи 13–14 вв.) создавали в интерьере игру окрашенного света, преображая его в особое, священное пространство. В лучах солнца, проникающих сквозь окна, очертания металлического каркаса выглядели как тёмные контуры рисунка, стёкла ярко сияли, а в пасмурные дни таинственно мерцали в полумраке храма.


Витражи часовни Сен-Шапель. 13 в. Париж

 

Витражи эпохи Возрождения превращаются в живопись на стекле. Эскизы для них создавали известные мастера (Л. Гиберти, П. Уччелло, Донателло, А. Дюрер и др.). Новый яркий расцвет искусство витража переживает на рубеже 19–20 вв. – в эпоху модерна (У. Моррис в Англии; А. Муха в Чехии, витражи собора Св. Витта в Праге; М. А. Врубель в России, витражи особняка С. Т. Морозова в Москве, 1895). В современных интерьерах применяются витражи-перегородки и панно с подсветкой, используются различные фактуры стекла и богатая цветовая гамма.


Витражи собора в Шартре. 13 в.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Синонимы:

декоративно-прикладное искусство, панно, произведение, узор

  • Витебск
  • Витрувий

Полезное

Что такое витраж?

ВИТРАЖ — это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.


Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж . Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.

Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.

Витраж — стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.

Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.

С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу. Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.

 

  • Вперёд

Витражи в средневековой Европе | Эссе | Метрополитен-музей

Витражи вызывали восхищение своей полезностью и красотой со времен Древнего Рима, когда кусочки цветного стекла собирались в узорчатые оконные рамы. В Европе искусство витража достигло своего расцвета между 1150 и 1500 годами, когда были созданы великолепные окна для великих соборов.

Большая часть того, что известно о средневековом изготовлении витражей, исходит от немецкого монаха двенадцатого века, который называл себя Феофилом. Сам художник и мастер по металлу, Феофил описал в своем тексте, On Diverse Arts , как он внимательно изучал работу стекольщиков и художников по стеклу, чтобы предоставить подробные инструкции по созданию окон «неоценимой красоты».

Основными ингредиентами для изготовления стекла являются песок и древесная зола (калий). Смесь плавится в жидкость, которая при охлаждении становится стеклом. Чтобы окрасить стекло, в смесь добавляют определенные порошкообразные металлы, пока стекло еще расплавлено. Расплавленное стекло можно выдуть в виде колбасы, затем разрезать сбоку, прежде чем расплющить в лист; его также можно прясть с помощью утюга в круглый лист (корону). Графическое изображение окна создается путем размещения различных кусочков цветного стекла по рисунку, нарисованному на доске. Если требуются мелкие детали, такие как тени или очертания, художник рисует их на стекле черной краской.

Для сборки окна на макетную доску выкладываются кусочки цветного и окрашенного стекла, края каждого кусочка вставляются в Н-образные полоски свинца (камы). Эти выступы припаяны друг к другу, чтобы панель была надежной. Когда панель готова, между стеклом вставляется шпаклевка и идет шов для гидроизоляции. Затем вся композиция стабилизируется железной рамой (арматурой) и монтируется в окно.


Цитата

Департамент средневекового искусства и монастырей. «Витражи в средневековой Европе». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/glas/hd_glas.htm (октябрь 2001 г.)

Дополнительное чтение

Браун, Сара и Дэвид О’Коннор. Художники по стеклу . Лондон: издательство Британского музея, 1991.

.

Хейворд, Джейн. Английские и французские средневековые витражи в коллекции Метрополитен-музея . Нью-Йорк: Издательство Harvey Miller Publishers и Метрополитен-музей для американского Corpus Vitrearum, Inc., 2003.

Раген, Вирджиния Чиффо. Витражи: от истоков до наших дней . Нью-Йорк: Абрамс, 2003.

.

Дополнительные очерки Департамента средневекового искусства и монастырей
  • Департамент средневекового искусства и монастырей. «Искусство для христианской литургии в средние века». (октябрь 2001 г.)

  • Департамент средневекового искусства и монастырей. «Классическая античность в средние века». (октябрь 2001 г.)

  • Департамент средневекового искусства и монастырей. «Частная преданность в средневековом христианстве». (октябрь 2001 г.)

  • Департамент средневекового искусства и монастырей. «Искусство книги в средние века». (октябрь 2001 г.)

  • Департамент средневекового искусства и монастырей. «Крестовые походы (1095–1291)». (первоначально опубликовано в октябре 2001 г., последняя редакция — в феврале 2014 г.)

  • Департамент средневекового искусства и монастырей. «Культ Девы Марии в средние века». (октябрь 2001 г.)

The History of Stained Glass — Специалисты по витражам, The Stained Leaded Glass Company, Bolton, Greater Manchester — The Stained Leaded Glass Company Ltd

Цветное стекло производили с древних времен, и египтяне, и римляне производили небольшие изделия из цветного стекла, такие как чашки и вазы. Однако трудно точно определить происхождение первых витражей, предполагается, что эта техника возникла в результате изготовления ювелирных изделий и мозаики.

Мы знаем, что витражи в том виде, в каком мы их знаем сегодня, по-видимому, появились благодаря капитальному строительству церквей. Свидетельства витражей были задокументированы в британских монастырях еще в 7 веке, причем самое раннее известное упоминание относится к 675 году нашей эры, когда Бенедикт Бископ поручил французским рабочим создать витражи для окон монастыря Святого Петра. В 10 веке библейские сюжеты можно было увидеть в витражах церквей Германии и Франции, а также в декоративных витражах в Англии.

Розовое окно, Йоркский собор, Англия

Йоркский собор, Йорк, Англия



​В средние века витражи действительно достигли пика популярности, это было связано с наглядным изображением Библии среди населения, которое было в основном неграмотным. В этот период, известный как романский и ранний готический периоды, были построены великие соборы и церкви, которые были выше и легче, чем когда-либо прежде. Огромные оконные арки требовали больших пространств витража, чтобы заполнить их. В эту эпоху художники по витражам использовали множество кусочков цветного стекла, соединенных вместе свинцом, для создания замысловатых узоров и узоров, которые имели огромную сложность. Витражи были сложными и иллюстрировали библейские истории и жизни святых. Однако художников не интересовала реалистичность рисунков, они больше делали упор на иллюстрацию и идеи. Это отражалось в их законченных окнах, которые состояли из ярко окрашенного стекла и иногда простой окраски, тем не менее, окна создавали прекрасную атмосферу света и цвета в церквях и соборах, в которых они жили.

Однако в 15 веке способ изготовления витражей и внешний вид изменились. Стиль эволюционировал от готического стиля к классическому. Этот новый стиль изображал витражи больше похожими на полупрозрачную картину, использовались более бледные цвета, а в окнах были более крупные фигуры. Новый стиль витражей просуществовал около 300 лет. Он считался более сложным стилем, и роспись по стеклу отражала это. Выводные линии рассматривались скорее как препятствие для изображения, а не как декоративный элемент. Конечный результат больше походил на картину на панели, и в конечном итоге большинство витражей было сделано из белых панелей, которые были сильно окрашены, чтобы создать готовое окно. Витражи этой эпохи, казалось, потеряли всю свою прежнюю славу, а атмосфера и символизм, которые создавали витражи, были потеряны.

Однако именно в этот период витражи стали широко использоваться в общественных зданиях и домах. Часто можно было увидеть нарисованные детали на простом прозрачном фоне. В 18 веке снятие средневековых витражей было обычным делом, окна разрушались и заменялись расписными стеклами.

Однако в середине 1800-х годов, в связи с возрождением католической церкви в Англии, наблюдается возрождение готической архитектуры . Было построено много новых церквей и соборов, восстановлено много старых церквей. Это привело к повторному открытию средневековых техник витражей и спросу на витражи в старом готическом стиле, с которым сегодня мы чаще всего ассоциируем витражи.

Английские иммигранты, такие как Уильям Джей Болтон и Джозеф и Ричард Лэмб, были одними из первых людей, открывших студии витражей в Америке. Художники обычно создавали церковные витражи в готическом стиле, которые были нормой до тех пор, пока не был разработан характерный американский стиль витражей. Этот стиль был разработан Джоном Ла Фаржем и Луи Комфортом Тиффани, художниками, которые разработали стекло, дающее широкий спектр эффектов без необходимости росписи по стеклу. Это стекло было известно как опалесцирующее стекло, вскоре они стали конкурентами и оба получили патенты на стекло, которое они изобрели. Также считается, что Тиффани изобрел метод медной фольги, а не использование свинца, который он использовал для создания ламп, окон и других декоративных предметов. У стиля Тиффани было много подражателей, и он был очень популярен на рубеже 20-го века,

Вкусы в витражах изменились после Первой мировой войны, так как возродилась архитектурная точность, что, в свою очередь, потребовало готических витражей в неоготических церквях. Популярность опалового стекла продолжала снижаться после смерти Ла Фаржа в 1910 году и смерти Тиффани в 1933 году. Затем появились новые художники, которые делали витражи для американских церквей. Популярность витражей, за исключением церковных витражей, падала до окончания Второй мировой войны. Именно в это время движение абстрактного и экспрессионистского искусства побудило художников исследовать выражение в среде стекла.

С тех пор витражи становятся все популярнее и рождают новые творческие стили. На этот новый золотой век в стекле повлияли новые технологии и растущий интерес к изучению витражей в качестве хобби. Теперь мы часто видим витражи в дверных проемах и окнах наших домов, а также в лампах в стиле Тиффани. Декоративные стеклянные панели обычно покупают, чтобы повесить в нашем доме, а кусочки стекла горячего формования используются в качестве декоративных дополнений. Новые художники ежедневно комбинируют существующие стили, разрабатывают и создают уникальные изделия из стекла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*