Резьба на наличниках: Шаблонная резьба на наличнике из Пошехонья
- Оконные наличники деревянной Самары: типы резьбы, ее символы и фестиваль «Бережём наличники» | Другой город
- Резные наличники — красота через века — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
- Rus Mimarisi Ahşap Oyma Eski Bir Ahşap Ev Dekorasyon Oyma Korniş Ahşap Europanel Ahşap Dantel Süs Stok Fotoğraflar & Ahşap’nin Daha Fazla Resimleri
- Белые резные наличники на окна и конек крыши — Лицензия, скачать или распечатать за £2.48 | Фотографии
Оконные наличники деревянной Самары: типы резьбы, ее символы и фестиваль «Бережём наличники» | Другой город
В августе 2021 года в Самаре стартует первый в истории города проект по изучению и сохранению наличников деревянных и каменно-деревянных домов исторического центра. Зданий, наиболее уязвимых перед угрозой сноса. Счет деревянных домов, которые могут исчезнуть в ближайшую пару лет, идет даже не на десятки, а на сотни. А это значит, что нужно начинать спасательную операцию.
Что более всего привлекает нас в деревянном зодчестве Самары? Конечно же, многообразие декоративного убранства. И здесь наличники (прежде всего оконные) играют одну из главных ролей. И если мы просто любуемся ими, то для наших далеких предков они имели сакральное значение.
Известный историк, академик Борис Рыбаков считал, что наличники являлись барьером для недопущения в жилище злых духов. В своей монографии «Язычество древней Руси» он писал: «Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло причинить болезнь,— все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навий, несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья.
В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон представляет очень большой интерес — ведь оконный проем это не только «окно в мир», в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удается увидеть в окно».
Здесь стоит оговориться, что непосредственно в Средневековье окна деревянных зданий наличников не имели. Да и сами окна были малы по размерам. Они затягивались бычьим пузырем, позднее — слюдой, а небогатые люди и вовсе обходились без них. Окна в их избах отсутствовали — теплоизоляция была важнее возможности поглядеть на белый свет. Появлению наличников в их современном виде способствовало открытие в России стекольных заводов, первый из которых начал свою работу в 1634 году.
Помимо древних языческих символов, деревянное зодчество впитало в себя и многие другие элементы. Например, детали больших архитектурных стилей — классицизма, барокко, модерна и т.д. Как отмечал самарский краевед Емельян Гурьянов, «домовая резьба — это не только наглядная форма проявления творческой деятельности народов, но и одно из сильных художественных средств отражения их социально-экономического бытия, культуры, мировоззрения и эстетических понятий».
С этим можно согласиться, учитывая то, что на некоторых деревянных домах, построенных в советское время, можно встретить декор в виде пятиконечных звезд с серпом и молотом.
Источник фото
Также Емельян Гурьянов считает, что «резьба — это традиционно-демократическое, всегда открытое и доступное понимаю народное искусство, рассчитанное на широкий круг зрителей».
Те самые зрители должны были домом и его оконным наличниками любоваться, а это значит, что декоративное убранство не должно было отставать от соседей по улице и кварталу. Наверное, поэтому в историческом центре порою даже маленькие по размерам дома обладают очень богатой резьбой.
Основные виды деревянной домовой резьбы
— Скульптурная. Более всего распространена на русском Севере. Для этой резьбы характерно наличие скульптур конских голов и птиц на конструкциях крыши.
Скульптурный оберег-«конек» на крыше дома в Архангельской области
— Рельефная (она же — «глухая», «корабельная»). Весьма трудоемкий вид резьбы, при исполнении которой снимается фон, так называемая «земля», вокруг пластической формы изображаемого узора. Из инструментов используются долото и стамеска. Рельефная резьба характерна для верхнего Поволжья — Нижний Новгород, Рыбинск и т.д, а также встречается в Сибири (Иркутск).
Архитектор Ваган Каркарьян: «Навершие наличника — редкий пример глухой резьбы с «сиянием», волютами и растительным орнаментом». Улица Самарская, 90.
— Пропильная (она же «прорезная» и «сквозная»). Самый молодой вид резьбы, появившийся в последней трети XIX века. В ее основе — сквозное пропиливание силуэта узора на плоской доске, которое можно было легко произвести при помощи широко распространившегося в то время лобзика. Пропильная резьба была наиболее проста в изготовлении, а следовательно — доступна широкому кругу заказчиков. Узор, выполненный в этой технике и наложенный на какую-либо поверхность, называют накладной резьбой.
Дом купца Левина (Самарская, 106), богато украшенный пропильной и накладной резьбой
Сама по себе эта тема достойна научной диссертации, но мы попытаемся выделить несколько ведущих мотивов.
Языческие символы
Один из самых известных и часто встречающихся изображает солнце. Солярные знаки в том или ином виде присутствуют на сотнях деревянных домов Самары.
Пример: Ленинская, 107. Оконные наличники и лопатки (вертикальная плоская доска на краю фасада) украшены символами восходящего солнца в виде полукруга с лучами и розетками (круглая деталь, напоминающая цветок).
Также на лопатках вы можете видеть еще один хорошо читаемый символ — древо жизни. Можно его найти и на наличниках. Например, на доме мещан Евсеевых (Фрунзе, 21 / Комсомольская, 51).
Древа жизни (обратите внимание — их ветви всегда направлены вверх) и стоящие на них Берегини украшают нижнюю часть наличников.
Растительный орнамент
Встречается часто, но от того не менее ценен. Вот пример с улицы Комсомольской: подоконную доску украшает симметричный пропильно-накладной узор, образец растительного орнамента.
Геометрический орнамент
Детали в виде различных геометрических фигур украшают оконные наличники многих деревянных домов Самары. Но в некоторых случаях они вытесняют все прочие виды орнаментов.
Зооморфные мотивы
Деревянные дома Самары часто украшены кронштейнами в виде стилизованных изображений птиц, лошадиных голов или ящеров. А вот оконные наличники представители фауны посещают реже. Но тем не менее отыскать их можно.
Вот оконный наличник дома на Самарской, 184, который архитектор Ваган Каркарьян описал следующим образом: «Между свисающих бахромой прорезных подзоров и треугольным фронтоном наличника окна видны стилизованные изображения птиц — символы семейного гнезда , праведных душ».
Ближайшие соседи
Говоря о деревянном зодчестве и оконных наличниках, нельзя не упомянуть и о Сызрани. Второй по старшинству город Самарской губернии был практически полностью уничтожен страшным пожаром 1906 года. Он был отстроен заново, в том числе и силами строительных бригад с Верхней Волги — Ярославской, Костромской и Нижегородской губерний. Поэтому здешняя деревянная резьба подчас серьезно отличается от самарской.
Помимо свойственного нашему городу русского стиля и эклектики в Сызрани явственно ощущается влияние архитектуры деревянного барокко. Многие оконные наличники выглядят массивно и основательно за счет боковин в виде фигурных полуколонок и криволинейных сандриков с симметричными волютами.
Барочные элементы, особенно волюты, также являются распространённым элементом оконных наличников Иркутска.
А вот в Самаре они наперечет. Все-таки главная ударная сила нашего деревянного зодчества — богатая, ажурная пропильная резьба.
После краткого экскурса в историю и типологию оконных наличников поговорим о проекте «Бережем наличники», который стартует в Самаре 19 августа. Его цель проста — запустить цепочку общественных инициатив, направленных на изучение, сохранение и популяризацию элементов русского деревянного зодчества.
Одним из осязаемых итогов проекта станет арт-объект под названием «Снято». О том, как он будет создаваться и что из себя представлять, расскажет один из его организаторов, художница Серафима Колесникова:
«К сожалению, люди ценят то, что уже потеряли. Хотелось бы, чтобы проект «Бережем наличники» помог осознать ценность наличников сейчас, а не потом, когда их не станет.
Арт-объект «Снято» займет место на стене дома 192 по улице Чапаевской. «Снято» — это о том, что мы теряем, об исчезающем старом городе. Все наличники будут сняты со сгоревших, подлежащих сносу домов администрацией города, восстановлены волонтёрами, изнутри заколочены досками, размещены на глухой стене дома, что тоже очень символично.
Примерно так будет выглядеть арт-объект «Снято».
QR- код рядом с арт-объектом будет вести на ресурс о самарских наличниках с фотографиями, рассказами и маршрутами. Арт-объект создадут участники проекта «Бережем наличники» с 21 по 29 августа».
Набор участников проекта «Бережем наличники» продолжается. Для участия в нем вам необходимо пройти регистрацию на сайте.
Использованная литература:
1) Иван Хафизов. «Наличники. Центральная Россия», 2019.
2) Ваган Каркарьян. «Тайны деревянных украсов Самары», 2012.
3) Виталий Самогоров, Елена Сысоева, Юлия Черная. «Деревянная и каменно-деревянная архитектура Самары конца XIX – начала XX века», 2011.
4) Елена Сысоева. «Деревянная архитектура Сызрани начала XX века», 2011.
5) Борис Рыбаков. «Язычество древней Руси», 1987.
6) Емельян Гурьянов. «Самарские узоры. Домовая резьба Самарского Поволжья», 1982.
Современные фото: Елена Вагнер
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter
Резные наличники — красота через века — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
Красиво украшенные наличники — характерная черта старинных деревянных домов в России. Покрытые затейливыми узорами и окрашенные в яркие цвета, они придают постройке нарядный вид и выражают особый характер, свойственный той или иной области.
Строго говоря, наличники — элемент не столько декоративный, сколько практический. Дело в том, что между стеной бревенчатого сруба и оконной коробкой всегда остается небольшая щель. Вот ее и должна закрыть деревянная планка наличника. Но просто закрыть зазор и остановиться на этом русские мастера не могли. Традиция украшать деревянные дома в России всегда была очень развита: по карнизу пускали затейливую резьбу, не жалели сил на декорирование столбов крыльца, и, конечно, на окнах обязательно должны были быть фигурные наличники. А как иначе, если фасад — это лицо, которым дом поворачивается к улице, а значит, в каком-то смысле представляет миру своих хозяев?
Чаще всего для украшения наличников использовалась пропильная резьба, когда доску насквозь пропиливают пилой или лобзиком. Такой узор похож на деревянное кружево. Но бывает и «глухая резьба», когда рисунок вытачивается на доске стамеской. Тогда узор внешне напоминает лепнину. Иногда наличники просто покрывали лаком, но чаще красили, и трудно решить, что красивее: аккуратные, чисто белые наличники (ну точно как старинный кружевной воротничок!) или яркие наличники, окрашенные в два-три разных цвета.
Наличники, сохранившиеся до наших дней, в большинстве своем относятся к периоду 1890–1960 годов. Причем внутри этого периода есть два всплеска популярности резьбы: рубеж XIX–XX веков и лет через десять после Второй мировой войны. Занимались резьбой чаще всего местные мастера. Кто-то из них был более плодовит и украсил сотни домов за свою творческую карьеру, кто-то — лишь несколько.
Интересно, что часто мастера в самых разных концах России работали в рамках какого-то общего сюжета, например вдохновлялись элементами архитектуры. Самый характерный пример — ламбрекен стиля ампир. Как известно, ламбрекен — это элемент орнамента, имитирующий фигурно свисающую ткань. Оказалось, такие ламбрекены хорошо смотрятся не только в виде лепнины дворянских домов, но и в виде узора наличников на деревянных постройках. Примеры есть в Балашове, недалеко от Саратова, в рязанском селе Восход, на севере в Томске и в Вязниках Владимирской области. Еще один мотив, подсмотренный резчиками у архитекторов, — волюты. В старых районах Иркутска можно увидеть солидные купеческие дома с огромными окнами и крутыми завитками деревянных волют — богатая Сибирь ни в чем не хотела уступать столице. Резчики небогатого городка Кашина тоже делали волюты, но поменьше, попроще. А в Киржаче Владимирской области трудилась крупная артель резчиков, придумавших необычное сочетание волют из классической архитектуры и стиля модерн: в цвете такие наличники выглядят так, будто их нарисовал Михаил Врубель.
Наличники органично вписывались в общий стиль дома — их узоры гармонировали с резьбой на фасаде и ставнях. Очень красивые примеры цельного оформления ставней и наличников можно найти в Новозыбкове Брянской области или в сибирских городах Омске, Иркутске, Красноярске.
К сожалению, домов с наличниками остается все меньше. Потому что, когда ветхие деревянные оконные рамы меняют на пластиковые, наличники чаще всего попросту сжигают, как дрова. Даже такие красивые.
Дело в том, что наличникам сильно не повезло: они не ценятся хозяевами домов и совершено не охраняются государством. Да что там, они даже не являются народным промыслом. Так вышло, что, например, ложкарное ремесло — промысел. Он не забыт, ему учат в профильных училищах. А домовой резьбой и наличниками занимались все понемногу: и столяры, и плотники, и сами хозяева домов, так что как отдельный промысел это ремесло так и не оформилось. Но все еще можно изменить! Тысячи резных домов еще стоят по всей стране, и каждый из них — экспонат самого большого в мире музея деревянного зодчества, имя которому — Россия.
Стоит только обратить на них внимание. Тут подкрасить, там бревнышко заменить, здесь резной элемент новый вырезать… И надо скорее ехать, смотреть на них, беречь и восхищаться. И хоть чем-нибудь, но помогать каждому хозяину и каждой хозяйке такого дома. Потому что в их руках не просто частный дом, а лицо деревни, лицо города и лицо нашей огромной страны.
И.Х.Хафизов
В статье использованы фотографии автора
Иван Хафизов — профессиональный фотограф. С 2007 года он путешествует по России и фотографирует старинные дома с сохранившимися наличниками. В 2010 году Иван выложил коллекцию своих снимков в Сеть и создал виртуальный музей наличников nalichniki.com. С тех пор виртуальная экспозиция постоянно пополняется, а самые интересные фотографии печатаются в виде открыток, календарей и книжек-раскрасок. В 2019 году вышла книга-альбом Ивана Хафизова «Наличники: Центральная Россия» с большими качественными фотографиями, которые позволяют рассмотреть мельчайшие детали резьбы.
Rus Mimarisi Ahşap Oyma Eski Bir Ahşap Ev Dekorasyon Oyma Korniş Ahşap Europanel Ahşap Dantel Süs Stok Fotoğraflar & Ahşap’nin Daha Fazla Resimleri
Görsel
- Görsel
- Фотограф
- Иллюстрации
- Векторлер
- Видео
Русская архитектура. Резьба по дереву, украшение старого деревянного дома. Резной карниз, наличники, деревянный ажурный орнамент.
Açıklama
Rus mimarisi. Ahşap oyma, eski bir ahşap ev dekorasyon. Ойма Корниш, Ahşap europanel, ahşap dantel süs
Bu görseli ücretsiz alın
Yeni müşteriler bu görseli, herhangi bir ödeme yapmadan ve herhangi bir yükümlülük altına girmeden, deneme aboneliğiyle indirebilir. Daha fazla bilgi
Стандартный lisansımızı icherir.
Genişletilmiş lisans ekleyin.
Кредо:Валентина Шеболтаева
Размер:3888 x 2592 пикселя (32,92 x 21,95 см) — 300 dpi — RGB
Фото ID:1066462256 9000 3
Юклеме Тарихи:
Категория:Сток Фотограф|Ахшап
Анахтар Келимелер
- Ахшап Фотограф,
- Антик,
- Анит Фотограф,
- Багчик Фотограф,
- Цефе Фотограф,
- Декор Фотограф,
- Декор Фотограф,
- Фотограф,
- Эски,
- Ev Фотограф,
- Фотограф,
- Кимсе Олмадан Фотограф,
- Культурлер Фотограф,
- Мимари Фотограф,
- Ойма Иши — Эль-Санатлары Урюнлери Фотограф,
Tümünü gör
9004 4 Гюзеллик Фотографар,
900 44 Pervaz Fotoğraflar,
Kategoriler
- Mimari
- Seyahat noktaları
Sıkça sorulan sorular
- Лицензии без лицензионных отчислений и анлама gelir?
- Лицензия без лицензионных отчислений, telif hakkı olan görselleri ve video clipleri, söz konusu içeriği her kullandığınızda ödeme yapmanıza gerek olmadan, kişisel ve reklam amaçlı projelerde kullanmak üze re bir kez ödeme yapmanıza olanak verir. Bu herkesin avantaj elde ettiği bir durumdur ve bu yüzden iStock’ta yer alan her türlü içerik sadece безвозмездное olarak kullanılabilir — tüm Ahşap görseller ve videolar dahil.
- iStock’ta hangi tür роялти-фри içerikler mevcut?
- Безвозмездные продажи, сток герселлери реклама амачли оларак кулланмак isteyenler için en iyi seçenektir; bu nedenle iStock’ta yer alan tüm içerikler — fotograf, ilüstrasyon veya video klibi — бесплатная фотография без лицензионных отчислений.
- Безвозмездное использование видео клипов, которые вы можете использовать?
- Sosyal media reklamlarından billboard’lara, Power Point sunumlarından uzun metraj filmlere kadar (Ahşap görsel ve videoları dahil) tüm stok görsellerimizi projelerinize uygun olacak şekilde değiştirmekte, yeniden boyut landırmakta ve özelleştirmekte özgürsünüz. Sadece haber amaçlı kullanım için” olan, (sadece haber amaçlı projelerde kullanılabilen ve değiştirilemeyen) fotoğraflar hariç, olasılıklar sınırsızdır.
Безвозмездное продавцу daha fazla bilgi alın veya stok fotograflar hakkında SSS’leri gorün.
Белые резные наличники на окна и конек крыши — Лицензия, скачать или распечатать за £2.48 | Фотографии
Наши лицензии на изображения
×
Редакционная и персональная лицензия
Редакционные и личные
Все редакционные
и личное использование
- Одноразовый
- Личное использование
- От редакции: печать, онлайн, трансляция
- Редакция внутреннего бизнеса
- Соответствующие онлайн- и оффлайн-контенты и социальные сети
- Любое размещение
- Любой размер и разрешение
- Неограниченное распространение
- Срок действия лицензии не истек
Маркетинг
Реклама &
Мерчандайзинг
Коммерческая лицензия
Маркетинг (включая редакционные статьи)
Все редакционные
и личное использование
Маркетинг
- Однократное использование или кампания
- Рекламный, продвигаемый и спонсируемый контент
- Информационные бюллетени и электронный маркетинг
- Фоны веб-сайтов и сопутствующие материалы
- Социальные сети
- Реклама в социальных сетях и продвигаемые посты
- Брошюры и листовки
- Все рекламные материалы
- Неограниченные размеры, распространение, размещение, вечность
- Единовременная передача лицензии
Реклама &
Мерчандайзинг
Рекламная лицензия
Реклама и продукция
Все редакционные
и личное использование
Маркетинг
Реклама &
Мерчандайзинг
- Однократное использование или однократная кампания
- Печатная реклама
- Наружная реклама
- Реклама в эфире
- Медийная реклама
- Многоканальная реклама
- Мерчандайзинг
- Розничная упаковка
- Единовременная передача лицензии
Запросы на лицензирование? связаться с нами.