Уровень освещения на парте или учебном столе должен соответствовать: Нормы освещенности школ и учебных классов по СНиП и СанПиН
- Нормы освещенности школ и учебных классов по СНиП и СанПиН
- Освещение школьных классов и учебных аудиторий / Хабр
- Сколько люмен должна иметь настольная лампа?
- Связанные статьи
- Лучшая лампа для снятия напряжения с глаз
- Лучшая лампа для снятия напряжения с глаз ›
- Сколько люмен нужно для моей настольной лампы?
- Сколько люмен нужно для моей настольной лампы? ›
- В чем разница между настольной лампой BenQ e-Reading и лампой на вашем столе?
- В чем разница между настольной лампой BenQ e-Reading и настольной лампой? ›
- Почему CRI имеет значение при выборе лучшей настольной лампы для домашнего офиса?
- Почему CRI имеет значение при выборе лучшей настольной лампы для домашнего офиса? ›
- Связанные статьи
- Лучшее освещение для учебы и чтения Блог TaoTronics
Нормы освещенности школ и учебных классов по СНиП и СанПиН
Главная
Нормы освещенности
Нормы освещения образовательных учреждений
Следует уделять особое внимание при выборе светильников в детских образовательных и дошкольных учреждениях. При этом следует соблюдать нормы освещенности не только в учебных классах и кабинетах школ, групповых и игровых помещениях, но также и на лестничных клетках, в коридорах, на уличной территории.
Не зря на освещение в детских учреждениях (школах, детских садах) устанавливаются строгие нормы, ведь недостаточный уровень освещенности ведет к ухудшению зрения у детей, быстрой утомляемости, появлению раздражительности, беспокойному сну, а также повышает риск травматизма из-за недостаточной видимости.
Естественное освещение наиболее оптимально для детского зрения, однако в зимний период при сокращении светового дня, в вечерние часы, а также в пасмурную погоду искусственное освещение незаменимо.
Ниже приведены некоторые нормы освещенности для учебных классов, кабинетов школ, а также групповых и игровых комнат в детских садах.
Нормы освещения образовательных учреждений: школ, учебных классов, кабинетов, спортивных залов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормы освещения в детских дошкольных учреждениях (детских садах)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При выборе светильников для детских учреждений следует учесть несколько моментов:
- Светильники должны соответствовать установленным требованиям ГОСТ
- Светильники должны обеспечивать достаточный уровень освещенности согласно требованиям СНиП и СанПиН
- Рекомендуется использовать светильники с высоким индексом цветопередачи Ra не менее 80
- Допускается цвет свечения: белый, тепло-белый, естественно белый
- Нельзя использовать в одном помещении осветительные приборы с различными источниками света
Всем этим заявленным требованиям отвечают светодиодные светильники серии Эконом Офис производства «ПКФ «Транском». Они отличаются высокой светоотдачей, низким уровнем энергопотребления и длительным сроком службы.
Наша продукция подходящая под данные нормы:
Светодиодный светильник офисный Эконом Офис-45/10
Потребляемая мощность | 45 Вт |
Световой поток | 5700 Лм |
Степень защиты (IP) | IP20 |
Кривая силы света | Д |
Источник света | Светодиодные |
Светодиодный светильник аварийный Эконом Офис-55/8 с БАП
Потребляемая мощность | 55 Вт |
Световой поток | 7200 Лм |
Степень защиты (IP) | IP20 |
Кривая силы света | Д |
Источник света | Светодиодные |
Светодиодный светильник офисный Эконом Офис-30/8
Потребляемая мощность | 30 Вт |
Световой поток | 3800 Лм |
Степень защиты (IP) | IP20 |
Кривая силы света | Д |
Источник света | Светодиодные |
Светодиодный светильник аварийный Эконом Офис-24/10 с БАП
Потребляемая мощность | 24 Вт |
Световой поток | 2850 Лм |
Степень защиты (IP) | IP20 |
Кривая силы света | Д |
Источник света | Светодиодные |
Светодиодный светильник аварийный Эконом Офис-30/10 с БАП
Потребляемая мощность | 30 Вт |
Световой поток | 3800 Лм |
Степень защиты (IP) | IP20 |
Кривая силы света | Д |
Источник света | Светодиодные |
Светодиодный светильник офисный Эконом Офис-24/10
Потребляемая мощность | 24 Вт |
Световой поток | 2850 Лм |
Степень защиты (IP) | IP20 |
Кривая силы света | Д |
Источник света | Светодиодные |
Светодиодный светильник аварийный Эконом Офис-36/10 с БАП
Потребляемая мощность | 36 Вт |
Световой поток | 4750 Лм |
Степень защиты (IP) | IP20 |
Кривая силы света | Д |
Источник света | Светодиодные |
Светодиодный светильник офисный Эконом Офис-36/10
Потребляемая мощность | 36 Вт |
Световой поток | 4750 Лм |
Степень защиты (IP) | IP20 |
Кривая силы света | Д |
Источник света | Светодиодные |
Смотреть в каталоге
Возврат к списку
Освещение школьных классов и учебных аудиторий / Хабр
Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.
Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) < 60 и с устаревшими электромагнитными ПРА, из-за которых коэффициент пульсации освещенности превышает 30 %. Использован спектрометр Uprtek mk350n и люксметр-яркомер-пульсметр ЕЛАЙТ02
Содержит требования к документально подтверждаемым и проверяемым параметрам световой среды, шаблон протокола осмотра систем освещения и рекомендации по устранению несоответствий.
1. Требования к световой среде
Световая среда — совокупность измеряемых или описываемых влияющих на человека факторов окружающей среды, связанных с освещением.
1.1. Общие требования к параметрам световой среды для классов и учебных аудиторий
1.2. Дополнительные требования к светодиодным светильникам
2.
Параметры световой среды: описание и способы определения
Параметры световой среды можно измерить или проконтролировать. Несоответствие является основанием для корректирующих действий.
2.1 Средний уровень освещенности парт в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 не должен быть ниже 400 лк. Минимальная освещенность парт не должна быть ниже 90 % этой нормы.
Причиной несоответствия может быть постепенное снижение светового потока люминесцентных ламп. Если в помещении не работает более одной люминесцентной лампы, скорее всего, лампы заменяются при выходе из строя, а не по графику. В таком случае необходим приборный контроль освещенности.
Для визуального комфорта разница освещенности парт неважна, но доска должна быть освещена не хуже парт. По СП 52.13330.2016 освещенность центра доски не менее 500 лк. Часто норма не соблюдается из-за того, что для доски нет отдельного светильника. Общим освещением выполнить норму можно, увеличив количество потолочных светильников в полтора раза. Чего, конечно, не делается. И хорошо освещенные дети смотрят на плохо освещенную доску.
В вузах отдельного требования к освещенности доски нет.
Единственный способ определить освещенность — измерить люксметром из реестра средств измерений со свидетельством о поверке или сертификатом о калибровке. Люксметры, не имеющие таких документов, могут ошибаться на десятки процентов. А программы для смартфона, якобы измеряющие освещенность, ошибаются в несколько раз.
Рис. 2. Светотехнический расчет школьного класса в программе Dialux
Освещенность рассчитывается с помощью программы Dialux [1] (рис. 2) или вручную [2].
Размеры, расстановка парт и даже цвет стен в учебных учреждениях определены санитарными требованиями и однотипны. Это позволяет использовать упрощенную унифицированную методику оценки средней освещенности E парт. Для этого нужно суммарный световой поток F потолочных светильников разделить на площадь класса S и дополнительно умножить на поправочный коэффициент 0,6:
.
2.2. Коэффициент пульсации освещенности — параметр, влияющий на утомляемость зрения. Питание светильника переменным сетевым напряжением приводит к пульсациям освещенности под светильником с частотой 100 Гц. Пульсации незаметны, но затрудняют перевод и удерживание взгляда [3]. Глубина пульсаций зависит от источника питания светильника, ее можно измерить портативным люксметром-пульсметром.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 устанавливают требования к уровню пульсаций освещенности в классных комнатах не выше 10 %; а в соответствии с ПП РФ № 1356 с 1 января 2020 года пульсации светового потока вновь приобретаемого осветительного оборудования должны быть не выше 5 %.
Коэффициент пульсаций люминесцентных ламп старого типа с электромагнитным ПРА (ЭмПРА) — 40…45 %, ламп накаливания — 10…15 %. У современных светодиодных светильников — обычно не выше 1…3 %. Однако и среди светодиодных светильников встречаются модели с упрощенным источником питания и пульсациями, не соответствующими нормам.
Высокий уровень пульсаций проявляется, когда светильник снимают на камеру смартфона (по изображению идут темные полосы), и виден на карандашном тесте (движущийся на фоне светильника карандаш, как под стробоскопом, будто замирает в некоторых положениях (рис. 3)).
Рис. 3. Уровень пульсаций 45,5 % освещенности для люминесцентного светильника с электромагнитным ПРА. И вызываемый этими пульсациями стробоскопический эффект при карандашном тесте [3].
Смартфон и карандаш — не средства измерения, результаты таких «проверок» показывают проблему, но не имеют юридической силы, однако являются достаточным основанием для измерения пульсаций с помощью прибора.
2.3. Индекс цветопередачи Ra ≥ 80 (или CRI ≥ 80) характеризует качество света, зрительный и эмоциональный комфорт. Он зависит от количества цветов радуги в спектре, определяет количество цветовых оттенков в сцене и соответствие этих оттенков тем, что видны под естественным освещением. Использование света высокой цветопередачи улучшает качество жизни, позволяет видеть больше и яснее. Использование источников света с низкой цветопередачей приводит к общему гнетущему впечатлению [4].
Рис. 4. Пример лампы с цветовым кодом в маркировке 765, что означает цветопередачу Ra = 70 и цветовую температуру КЦТ = 6500 К
CRI (color rendering index) — система индексов цветопередачи. Ra — наиболее важный общий индекс, значение которого нормируется. Правильно говорить о значении Ra, но производители светильников в паспорте часто пишут «CRI», не уточняя, что идет речь об Ra.
Для учебных классов и аудиторий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и СП 52.13330.2016 устанавливают норму Ra ≥ 80. Приобретение люминесцентных ламп с индексом цветопередачи менее 80 для государственных учреждений (школ, вузов, больниц и пр.) запрещает п. 2 Постановления Правительства РФ № 898 от 28 августа 2015 г., а использование светодиодных светильников с индексом цветопередачи менее 80 ограничено п. 24 Постановления Правительства РФ № 1356 от 10 ноября 2017 г.
(Добавлено 2021.04. 28) В соответствии с п. 26 ПП РФ от 24 декабря 2020 г. № 2255 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» Общий индекс цветопередачи светильников со светодиодами должен составлять не менее 90 для светильников, применяемых в целях освещения в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Люминесцентные лампы и светодиодные светильники выпускаются с Ra ≥ 80, Ra ≥ 90 и даже Ra ≥ 95. Источники света с повышенной цветопередачей применяются при особенных требованиях к качеству света, к примеру в школьной художественной студии.
Наблюдения за тем, как выглядит, к примеру, кожа ладони под дневным светом и искусственным освещением, позволяют «на глаз» отличать свет с низкой и высокой цветопередачей. Но этот метод неточен. Значение цветопередачи можно определить только с помощью спектрометра.
2.4. Коррелированная цветовая температура (КЦТ), или цветовая температура, не выше 4000 К —важное требование. Холодный белый (т. е. с синим оттенком) свет цветовых температур 5000, 6000, 6500 К и т. д., особенно при низкой цветопередаче и освещенности, воспринимается как синюшный или «слепой» свет. А избыточное содержание синей компоненты в спектре вызывает нарекания у специалистов по нарушениям сна.
Теплый (т. е. с желтым оттенком) свет цветовой температуры 2700 или 3000 К допускается, но нравится не всем, так как кажется недостаточно ярким. Теплый свет целесообразно использовать вечером, но утром и днем при недостаточном уровне естественного освещения провоцирует сонливость и снижение работоспособности.
Не все предпочитают выраженно теплый или холодный свет. Нейтральный белый свет без синего или желтого оттенка с цветовой температурой 4000 К — обоснованный компромисс, устраивающий большинство. Это значение указывалось в рекомендациях гигиенистов, на основе которых составлялись нормативные документы. Свет этой цветовой температуры чаще других используют в общественных помещениях.
4000 К — типовое округленное значение, которому по ГОСТ Р 54350-2015 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний» соответствует диапазон 3710…4260 К. Этот допуск обоснован естественным разбросом параметров источников и разницей температуры света, идущего от светильника под разными углами. Поэтому если в паспорте указано 4000 К, а прямой замер спектрометром показывает, к примеру, 4100 К — несоответствия нет. Для сравнения с нормативом необходимо округлить значение КЦТ 4100 К до 4000 К и уже округленное значение должно соответствовать условию «не выше 4000 К».
Необходимо отметить, что требование к цветовой температуре не выше 4000 К устанавливается только для светодиодных светильников письмом Роспотребнадзора № 01/11157-12-32. Для люминесцентных светильников таких ограничений закон не устанавливает.
Так как устанавливается не конкретное значение цветовой температуры, а диапазон, возможно использование осветительных приборов с автоматически изменяемой цветовой температурой в течение суток.
2.5. Условный защитный угол светодиодных светильников не менее 90° означает запрет потолочных светильников, в которых видны не закрытые рассеивателем светодиоды.
Рис. 5. Слева направо: рассеиватель из матового пластика; из прозрачного пластика с призматическим тиснением; из прозрачного пластика с тиснением «колотый лед»
Рассеиватели из прозрачного пластика с тиснением в виде призм, «колотого льда», шагрени и пр. в некоторых случаях недостаточно снижают неприятную яркость светодиодов. Потолочные светильники с такими рассеивателями светят преимущественно под себя, в результате чего свет в помещении идет сверху вниз, создавая тягостное впечатление «как в колодце».
Рассеиватели из светорассеивающего пластика — матовые (диффузные, опаловые или молочные), обеспечивают больший зрительный комфорт, равномернее освещают рабочие поверхности и лучше освещают вертикальные поверхности. При выборе нового оборудования целесообразно выбирать матовые рассеиватели.
2.6. Габаритная яркость светодиодных светильников не выше 5000 кд/м2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.
Для потолочных светильников с рассеивателем из матового пластика размерами 600 × 600 мм или 300 × 1200 мм габаритная яркость не превышает допустимые 5000 кд/м2, если световой поток не превышает 5000 лм. Этому требованию удовлетворяют почти все подобные светильники.
2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.
Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced
Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой.
Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.
2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.
UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе.
Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52. 13330.2016.
В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.
Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников
3. Что учесть при замене осветительного оборудования
3.1. Модернизация люминесцентных светильников
Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.
Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.
3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные
О возможности использования светодиодных светильников в школах и вузах указано в письмах Роспотребнадзора № 01/11157-12-32 от 01.10.2012 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света» и № 01/6110-17-32 от 17.05.2017 «О возможности использования светодиодного освещения».
Светодиодный светильник при том же световом потоке потребляет минимум вдвое, а обычно втрое меньше электроэнергии, чем люминесцентный старого типа с электромагнитным ПРА. А параметры световой среды получаются не хуже, чем при использовании современных светильников с электронными ПРА и хорошими люминесцентными лампами.
Без ремонта потолка квадратные люминесцентные светильники легко заменяются на квадратные светодиодные, а вытянутые — на вытянутые.
3.3. Сертификация
Все светильники обязаны пройти сертификацию на соответствие требованиям ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» либо декларировать такое соответствие. Копия сертификата или декларации соответствия предоставляется производителем и должна храниться вместе с паспортами на светильники. Действительность сертификата проверяется в едином реестре сертификатов соответствия Федеральной службы по аккредитации по адресу 188.254.71.82/rss_ts_pub, действительность декларации проверяется по адресу pub.fsa.gov.ru/rds/declaration. Свидетельством того, что при сертификации светильники действительно проходили необходимые испытания, являются копии протоколов испытаний.
Наличие таких документов означает, что светильник не «ударит током» и что работа светильников в здании не помешает работе чувствительной к сетевым помехам техники.
С 2021 года вступает в силу технический регламент ТР ЕАЭС 048/2019 «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств», по которому устанавливаются обязательные требования светоотдачи (энергоэффективности), качества света (индекс цветопередачи) и ряд других эксплуатационных параметров. Сертификация по данным требованиям будет производиться на основании протоколов испытаний в фотометрических лабораториях.
Также есть добровольные (необязательные) формы сертификатов и заключений, подтверждающих что светильники «пахнут», «звучат» или «стимулируют развитие микрофлоры». К качеству, безопасности или эффективности освещения эти бумаги отношения не имеют.
В настоящее время не существует систем сертификации, подтверждающих, что светильник рекомендован для учебных заведений. Никто не вправе выставлять такие требования или давать такие рекомендации.
3.4. Требования к светильникам
Чтобы параметры световой среды в классе соответствовали установленным законом требованиям и не поступало обоснованных жалоб на «плохое освещение», светильник должен соответствовать следующим условиям:
- Индекс цветопередачи: Ra ≥ 80 или CRI ≥ 80 для светильников с люминесцентными лампами, и Ra ≥ 90 или CRI ≥ 90 для светодиодных светильников.
- Коэффициент пульсации освещенности (или светового потока): Кп ≤ 5 %.
- Коррелированная цветовая температура: КЦТ = 4000 К, или КЦТ менее 4000 К, или КЦТ, изменяемая в течение суток.
- Тип рассеивателя: матовый (или опаловый).
- Условный защитный угол: не менее 90° (т. е. не видно открытых светодиодов).
- Габаритная яркость: не более 5000 кд/м2.
- Неравномерность яркости выходного отверстия Lmax:Lmin не более 5:1.
Для светодиодного светильника обязательно выполнение всех требований, для люминесцентного светильника обязательны пункты 1 и 2 и желательно выполнение пункта 3.
Желательно, чтобы необходимые параметры указывались в паспорте светильника, так как паспорт является документальным подтверждением соответствия нормативам и при выявленном несоответствии позволяет требовать гарантийной замены оборудования.
3.5. Необходимое количество светильников
При установке новых светильников на места старых «один в один» освещенность не уменьшится, если световой поток новых светильников не ниже светового потока старых.
Если количество светильников меняется, необходимое количество новых светильников для достижения освещенности на партах не менее 400 лк можно определить по методике из п. 2.1.
Важное значение имеет эффективность, или световая отдача, светильника. Нельзя добиваться нужной освещенности, используя большое количество низкоэффективных светильников. В проекте межгосударственного стандарта ГОСТ 32498—20хх «Методы определения показателей энергетической эффективности искусственного освещения помещений» приводится требование к удельной установленной мощности ω, равной отношению суммарной мощности светильников в помещении P к его площади S:
В классных комнатах и аудиториях при использовании светильников с люминесцентными лампами удельная установленная мощность не должна превышать 13 Вт/м2, а при использовании светодиодных светильников — 8 Вт/м2.
ПП РФ №1356 устанавливает с 1 января 2020 года требование к типичным школьным светодиодным светильникам с матовым рассеивателем — иметь световую отдачу не менее 105 лм/Вт. Этого значения с небольшим запасом достаточно, чтобы соблюсти требования и по указанной выше установленной мощности, и по освещенности.
3.6. Экономическая целесообразность замены светильников на светодиодные
Требование к установленной мощности при использовании люминесцентных светильников не более 13 Вт/м2 выполнимо только при использовании современных светильников, сопоставимых по стоимости со светодиодными. При этом, учитывая, что световая отдача светодиодных светильников все равно выше, целесообразно выбирать их.
Выбирая, оставить люминесцентные светильники старого типа или поставить светодиодные с меньшим энергопотреблением, нужно сравнить разницу цен на оборудование со стоимостью сэкономленной электроэнергии за предполагаемый срок службы.
Потребляемую за год электроэнергию Wгод можно рассчитать по формуле:
где P — суммарная мощность всех светильников в ваттах, tгод — время работы светильников за год в часах. По данным из проекта ГОСТ 32498—20хх, при 2-сменном режиме школы наработка tгод за год составляет 2250 часов.
При разнице энергопотребления в два раза и разумном сроке окупаемости светильников 3…5 лет стоимость замены может оказаться оправдана.
4. Юридические и этические аспекты
Проверить характеристики установленных светильников, а также создаваемую ими освещенность можно в темное время суток с помощью портативных приборов: люксметра, пульсметра и спектрометра. Протокол измерений имеет юридическую значимость, если приборы внесены в реестр средств измерений и имеют действующие свидетельства о поверке или калибровке.
В любом регионе есть представительства светотехнических компаний и лабораторий, которые по запросу пришлют в школу представителя с поверенными измерительными приборами.
Если люксметра, пульсметра и спектрометра найти не удалось, большинство параметров осветительной системы можно проверить на основании данных из паспортов светодиодных светильников и цветового кода в маркировке люминесцентных ламп.
Паспорта светильников, сертификаты соответствия и копии протоколов, на основе которых сертификаты выписаны, хранятся у завхоза или в бухгалтерии и могут быть затребованы для ознакомления. В паспортах должны быть приведены необходимые для составления протокола осмотра осветительной системы параметры. Дополнительным документом, иногда предоставляемым производителем, является протокол светотехнических испытаний светильника, подтверждающий указанные в паспорте характеристики. Этот комплект документов важен тем, что определяет ответственность производителя.
Выявленное несоответствие фактических, полученных измерениями, значений заявленным в паспортах светильников является основанием для гарантийной замены оборудования. Если производитель от ответственности отказывается, необходимо обратиться в Роспотребнадзор.
Если необходимые для соответствия санитарным нормам параметры в паспорте светодиодного светильника не указаны или указаны и не соответствуют нормативам, ответственность за несоответствие несет подписавший приказ о закупке.
Школа, возможно, не позволит представителям родительского комитета провести осмотр осветительной системы и не предоставит для ознакомления паспорта светильников, тем более для составления протокола. Но предложение родительского комитета такое обследование провести, несомненно, приведет к тому, что школа проведет обследование сама или закажет экспертизу. Что, в свою очередь, приведет к выявлению и устранению проблем.
Важно то, что определение несоответствия освещения нормативам не вызывает и не обостряет противостояния родители — школа, но направляет уже существующие отношения в конструктивное русло. Любые обстоятельства можно обсудить и решить ко всеобщему удовлетворению.
Если изменить не получается совсем ничего, можно согласиться с тем, что рано или поздно проведут капитальный ремонт здания и у следующего поколения учащихся освещение будет хорошим. А этому поколению вдобавок к высокой учебной нагрузке, чрезмерному использованию смартфонов и недостаточности прогулок придется пережить и низкое качество освещения.
5. Шаблон протокола осмотра осветительной системы
Пошаговое заполнение протокола осмотра позволяет найти проблемы осветительной системы и сделать однозначный вывод о необходимых мерах.
Если измерить некоторые параметры нет возможности, но расчет или экспресс-оценка показывают соответствие нормам, в протоколе отмечается, что претензий к этим параметрам нет. Результат оценки юридически не значим, но отсутствие претензий — значимо.
Рис. 6. Шаблон протокола осмотра. Ссылка на файл: yadi.sk/i/kVk2OAcyXMMFKw
Авторы, благодарности и список литературы
Авторы
Марина Ивановна Васильева, [email protected]; руководитель светотехнического отдела ООО «Арлайт Рус» Александр Дмитриевич Гончаров, [email protected]; Анна Вячеславовна Кистенева, [email protected]; главный конструктор ООО «Комплексные Системы» Станислав Александрович Лермонтов, [email protected]; ведущий специалист ОАО «АСТЗ» Андрей Алексеевич Храмов, [email protected]; международный консультант по энергоэффективности Программы развития ООН Анатолий Сергеевич Шевченко, [email protected].
Под редакцией Антона Сергеевича Шаракшанэ, к. ф.-м. н., МГМУ им. И. М. Сеченова, ИРЭ РАН, iva2000@gmail. com
Данный документ имеет статус препринта, и опубликован для публичного обсуждения со всеми заинтересованными лицами и организациями.
Редакция v2.6 от 2021.04.28, лицензия: cc by
Благодарности
За помощь в работе выражаем благодарность родителям школьников Ивану и Светлане Черновым, Марии и Павлу Ярыкиным, Вадиму Григорову, главе представительства компании ERCO в России Роману Мильштейну, инженеру Владиславу Лямину.
Литература
[1] Лермонтов С. А. (2016). Освещение школьных и дошкольных учреждений глазами наивного дилетанта. Энергосовет. № 3 (45). www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=609
[2] Гончаров A. Д., Туев В. И. (2017). Универсальный метод расчета коэффициента использования светового потока осветительных приборов. Доклады ТУСУРа. Т. 20, № 2. journal.tusur.ru/ru/arhiv/2-2017/universalnyy-metod-rascheta-koeffitsienta-ispolzovaniya-svetovogo-potoka-osvetitelnyh-priborov
[3] Шаракшанэ А. С., Мамаев С. В., Нотфуллин Р. Ш., Порубов А. В. (2017). Фактические значения пульсации освещенности, создаваемой современными источниками света. Оптический журнал. opticjourn.ru/vipuski/1470-opticheskij-zhurnal-tom-84-01-2017.html
[4] (2015) Свет в нашей жизни. Минэнерго РФ minenergo.gov.ru/sites/default/files/texts/481/3679/Svet_v_Nashei_Zhizni_v3.5.pdf
Сколько люмен должна иметь настольная лампа?
Вот вторая статья в этой статье. Это первая из трех статей о том, что вам нужно знать, если вы собираетесь купить идеальную настольную лампу — и за несколько коротких 3-минутных прочтений — вы узнаете, что такое люмен и почему это вторая по важности характеристика при покупке идеальной настольной лампы для дома или офиса. серию статей о том, что вам нужно знать, если вы собираетесь купить идеальную настольную лампу — и за несколько коротких трехминутных прочтений вы узнаете, почему «индекс цветопередачи» или CRI является второй по важности характеристикой при покупке идеального стола. лампа для вашего дома или рабочего офиса.
Старое и новое Освещение
С лампами накаливания яркость всегда измерялась в ваттах. Это позволило очень легко понять уровни яркости, а световой рисунок был довольно равномерным. Конечно, были специальные лампы, такие как галогенные, и промышленные лампы, такие как люминесцентные, но все понимали яркость 60-ваттной лампы.
Со светодиодами все стало сложнее. Люмены стали новым измерением, которое используют производители, а небольшой размер светодиодов позволил создать новые и инновационные конструкции, которые были бы невозможны с традиционными лампами накаливания. Но эти проекты часто не приносили ожидаемых результатов, поэтому нужно было что-то сделать, чтобы купить подходящую настольную лампу было легко.
Как люмены светодиодов соотносятся с ваттами ламп накаливания?
Поскольку недобросовестные компании начали рекламировать «эквиваленты 60 Вт» на своих продуктах, которые не имели такой же яркости, правительство добавило «люмены» в «Факты об освещении», чтобы потребители могли видеть результаты стандартизированного теста яркости и делать правильные сравнения. Но для тех, кто все еще думает в «ваттах», а не в «люменах», вот руководство по переводу:
Лампы накаливания | Светодиодные люмены |
Лампы накаливания Вт 40 Вт | Светодиодные люмены 400 люмен 90 003 |
Лампы накаливания Ватт 60 Ватт | Светодиодные люмены 8 00 люмен |
Лампы накаливания Вт 75 Вт | Светодиод Люмен 1100 Люмен |
Лампы накаливания Ватт 100 Вт 9 0022 | Светодиодные люмены 1600 люмен |
Как «Форма» влияет на настольные лампы яркость
Другой компонент — это то, как лампа распределяет свет. Опять же, для ламп накаливания — свет обычно шел везде. Но со светодиодами хороший дизайнер может создать нестандартную форму без особых трудностей, чтобы заставить свет работать интенсивнее. Например, настольная лампа BenQ ScreenBar располагается над монитором и создает световой узор, похожий на перевернутую букву «D», которая направляет свет на стол, а не на монитор.
Техническое измерение для этого называется «люкс», где яркость измеряется в центре на определенной высоте. В приведенном выше примере яркость экрана ScreenBar составляет 320 люмен (чуть меньше, чем у традиционной 40-ваттной лампочки), но поскольку она фокусирует свой свет вокруг области стола, а не на мониторе, на столе она довольно яркая, измеряя 1000 люкс. высотой от 45 см. Лампа BenQ e-Reading предназначена для освещения большей площади стола (при этом избегая монитора), поэтому она имеет более прямоугольный световой след и изогнутую головку, которая позволяет хорошо освещать большую площадь стола. Для этой лампы он генерирует 900 люмен (эквивалент более 60 Вт) с 1300 люкс в центре — демонстрируя, что он перераспределяет свет в другие области стола, а не в центр.
Предотвращение бликов на мониторе
Некоторые из самых знаковых дизайнов настольных светильников красивы, если вы не используете компьютер. Традиционный светильник, такой как Artemide Tolomeo, имеет круглую световую зону, которая создает блики на мониторе, если только он не расположен под монитором. Другие популярные светильники, такие как Z-Bar и недорогие настольные лампы, имеют аналогичные размеры. Тем не менее, новые светодиодные лампы от BenQ имеют специальную оптику, разработанную специально для столов с мониторами и ноутбуками, поэтому они освещают рабочее пространство вашего стола, но не ваш монитор.
И последнее — интеллектуальная яркость
Представьте себе настольную лампу, которая может определять, сколько света проходит через ваши окна, и автоматически настраивается, чтобы на вашем столе было ровно столько света, сколько нужно — не слишком много — и не слишком слишком мало. В новых лампах BenQ ScreenBar и e-Reading есть встроенный датчик, и простое прикосновение позволяет регулировать яркость в течение дня, чтобы обеспечить 500 люкс на вашем столе — независимо от того, исходит ли он от окна или от настольной лампы.
Две яркие настольные лампы для вашего офиса
Если вы ищете настольные лампы для дома или рабочего офиса, обязательно обратите внимание на настольную лампу BenQ ScreenBar с ее инновационным дизайном, которая устанавливается над вашим монитором. Посмотрите этот обзор, чтобы узнать, подходит ли он вам.
Для более традиционного дизайна настольной лампы — лампа BenQ для чтения электронных книг — одна из самых быстрорастущих настольных ламп в Северной Америке. Благодаря своей инновационной головке, которая удерживает свет не на мониторе, а на вашем столе, она покрывает на 30 % больше пространства, чем обычная настольная лампа, и имеет индекс цветопередачи более 9.0. Нажмите здесь, чтобы узнать, какой из них подходит именно вам.
Связанные статьи
Лучшая лампа для монитора, которая снимает нагрузку с глаз
Лучшая лампа для снятия напряжения с глаз
Лучшая лампа для снятия напряжения с глаз ›
Без надлежащего количества света глазам приходится постоянно приспосабливаться к
яркость вашего экрана. С лампой, которая освещает рабочее пространство вашего монитора,
рекомендованное количество (500 люкс) ваши глаза могут оставаться на постоянном уровне фокусировки.
Светодиодная настольная лампа обеспечивает достаточную яркость в гостиной
Сколько люмен нужно для моей настольной лампы?
Сколько люмен нужно для моей настольной лампы? ›
Освещенность домашнего кабинета должна достигать 750~1000 люкс, чтобы обеспечить пригодность для письма и чтения.
отличия настольной лампы BenQ e-Reading от лампы на вашем столе
В чем разница между настольной лампой BenQ e-Reading и лампой на вашем столе?
В чем разница между настольной лампой BenQ e-Reading и настольной лампой? ›
Настольная лампа BenQ e-Reading специально разработана для экранов компьютеров. В отличие от обычных настольных ламп, вы получаете интеллектуальное регулируемое освещение, лучшее поле зрения и отсутствие бликов.
CRI имеет значение при выборе настольной лампы
Почему CRI имеет значение при выборе лучшей настольной лампы для домашнего офиса?
Почему CRI имеет значение при выборе лучшей настольной лампы для домашнего офиса? ›
Индекс цветопередачи имеет значение при выборе освещения для домашнего офиса.
Лучшее освещение для учебы и чтения Блог TaoTronics
Нет ничего лучше, чем расслабиться на
солнечный день и чтение любимой книги. Но что, если вы находитесь в помещении и вам нужно
лучшая настольная лампа для учебы ? Как вы можете найти лучшее чтение
лампа , которая защитит ваши глаза?
Купить лампу может показаться легкой задачей. Затем вы понимаете, что обсуждения ламп и освещения нуждаются в собственном словаре. Затем, как только вы посмотрите на более чем пять ламп (потому что вам нужно сравнить!), они все начнут сливаться в одну.
Не волнуйтесь! Если вы не слышали о
люмены, цветовая температура или диапазоны Кельвина, тогда нет необходимости чувствовать
перегруженный!
В TaoTronics мы понимаем, что правильное освещение имеет решающее значение, когда вы читаете или учитесь. Именно поэтому мы составили это руководство. Вы найдете все лучшие советы по освещению для чтения , а также рекомендации по лучшей настольной лампе для учебы .
Важность хорошего освещения для чтения и учебы
Модель: TT-DL056
Возможно, вы слышали, что естественный свет
лучший для чтения. И часто это правильно.
Только за последние 100 лет или около того
широкое распространение получило искусственное освещение. Перед Александром Лодыгиным
создал лампочку накаливания в 1874 году, на создание которой ушло гораздо больше времени.
обычное дело, люди читали при свете солнца, свечи и так далее.
Однако эти огни могут быть довольно тусклыми.
Они также доступны только в определенное время и имеют короткий срок действия.
использование (дневной свет/догорающая свеча). Даже газовое освещение имело свои недостатки – оно
может быть опасным, например!
По мере развития освещения мы пришли к
понимать, что свет, при котором вы читаете, может иметь прямое влияние на то, как вы себя чувствуете,
и как ваши глаза затронуты. Это похоже на то, как Apple зажигает синий свет.
фильтр на своих айфонах. Синий свет стимулирует ваш мозг, делая его
вам труднее спать по ночам.
Что происходит, если мы учимся или читаем при тусклом освещении?
Один из наших лучших советов по освещению для
читать просто: не читайте при тусклом свете. Является ли это естественным или
плохо горящая лампа, следует постараться не доводить себя до такой ситуации.
Это происходит по двум основным причинам:
- Тусклое освещение может повредить глазам
вызывая миопию (близорукость)
Если вы можете видеть вблизи, но слова на
расстояние нечеткое, вы, вероятно, страдаете близорукостью. Это обычное зрение
проблема и легко решается путем ношения правильных очков или контактных линз.
Некоторые исследования показали, что отсутствие
лучшая лампа для чтения и позволяет себе читать в тусклом свете может увеличить
вероятность близорукости. Вы, наверное, и сами это почувствовали, прочитав в
тусклый свет, так как ваши зрачки должны расшириться еще больше, чтобы прочитать слова.
Когда вы смотрите вверх, предметы и текст на расстоянии могут немного выглядеть размытыми.
пока.
Некоторым этот штамм может не подойти.
вызывают близорукость, а вместо этого вызывают головную боль. Для этих людей чтение в
всегда рекомендуется более сильный свет.
- Если вы читаете при тусклом свете, вы
имеют более низкую эффективность обучения
Исследования показали, что правильный
освещение может повысить ваши оценки. Это связано с тем, что тусклый свет может снизить
способность мозга обрабатывать и сохранять данные и может усиливать чувство тревоги.
Точно так же любой, кто сдал экзамен,
Помните, что резкое яркое освещение может помешать вам сфокусироваться. Когда яркий
свет отражается от страницы и попадает вам в глаза, это очень отвлекает и может
потенциально навредить самому глазу.
Для достижения оптимальных результатов вам нужно работать
выберите оптимальные настройки яркости и найдите лучшую настольную лампу для
изучение .
Если мы учимся или читаем при хорошем освещении, какие
преимущества?
Так что же произойдет, если вы прочтете хорошо
оптимальное освещение?
- Снижение нагрузки на глаза
Зрачки больше не должны расширяться, чтобы видеть
как можно больше света. Это снижает вероятность переутомления глаз.
- Создает спокойную и эффективную
учебная среда
Когда вы добавляете правильное освещение в
комнату, вы снижаете уровень внешних отвлекающих факторов. Ваш мозг может сосредоточиться на
данные, которые он пытается принять. Это означает, что вы, скорее всего, запомните
о чем вы читаете.
Два основных элемента лучшей лампы для чтения
Модель: TT-DL13
Чтобы понять, на что лучше обратить внимание
в лампе для чтения нужно знать о двух понятиях.
- Цветовая температура: относится к
Светодиоды вместо ламп накаливания. Он измеряется в Кельвинах (К) и сравнивается с
цвет, которым светится кусок стали при нагревании. Смотрите более подробное описание
ниже. - Яркость: измеряется в люменах
(lm), которые говорят вам о силе света. Светодиоды с низким энергопотреблением смогут
излучают более яркий свет, используя меньше энергии, поэтому будут иметь больше люменов на ватт. Вокруг
450 лм со светодиодной лампой мощностью от 6 до 9 Вт — это хорошая всесторонняя яркость.
Какова правильная цветовая температура для изучения и
Чтение?
Огромный выбор цветов
Доступные температуры!
Менее 2000K
Дает тусклый свет, похожий на свет свечи. Лучше всего при слабом освещении
области и помещения, которые нуждаются в окружающем свечении.
2000K-3000K
С мягким белым свечением, которое некоторые считают более желтым, этот свет
отлично подходит как для улицы, так и для помещения. Часто вы найдете его в жизни
комнаты, столовые и спальни.
3100K-4500K
Чаще всего встречается на кухнях, в офисах и зонах «рабочих мест».
осветительные приборы.» Белый свет намного ярче.
4600K-6500K
Очень похож на дневной свет, дает сине-белое свечение. Отлично подходит для рабочих мест
и области, которые нуждаются в ярком освещении.
6500K и более
Этот цвет чаще всего встречается в коммерческих местах.
Температура излучает яркий синий свет.
Разбираемся, какое освещение лучше для чтения и учебы
ниже.
Лучшие советы по освещению для чтения и изучения
Мы уже предлагали вам
не читайте при тусклом свете, если вы пытаетесь учиться или получать больше информации.
Но у нас есть еще несколько трюков, чтобы рассказать вам о!
Следует помнить, что
Лучше всего использовать более яркую лампу с диапазоном от более холодного белого до естественного дневного света.
для чтения и учебы. Это эквивалентно от 4000К до 6500К. Ты найдешь
вы чувствуете себя более бодрствующим и готовым к восприятию информации.
Также убедитесь, что вы знаете, какой дизайн лампы лучше всего подойдет для вашей работы и комнаты. Более длинная светодиодная лампа с лампочками будет более равномерно рассеивать свет по большей площади. Небольшой прожектор будет держать свет в одной конкретной области, а это означает, что вам, возможно, придется перемещать книгу или оборудование, чтобы читать и учиться.
Дополнительные советы по выбору лучшей настольной лампы
для учебы
или Чтение
Некоторые функции, которые следует учитывать перед покупкой
Ваша лампа включает:
Гибкость и дизайн
Современные лампы могут иметь
гибкая или вращающаяся рука и головка, что позволяет легко настроить
осветительные приборы. Более традиционная лампа, которую вы часто видите в гостиных с
абажур будет излучать свет только в том месте, где он находится. Для большинства людей
современная портативная лампа из ассортимента TaoTronics
предпочтительнее.
Диммирование и цветовая температура
функция, так как вам может понадобиться лишь небольшое количество дополнительного света в начале
вечер. Если ваша лампа была включена на полную яркость, превышение может нанести вред
твои глаза. Точно так же, выбирая правильную цветовую температуру для вашего
Окружающая среда будет иметь значение для вашей среды и использования лампы.
Яркость и защита от бликов
Как мы уже говорили выше, в идеале
найти лампу с лампочкой от 4000К до 6500К. Для общего чтения и изучения,
ищите около 450 лм от 6-9 Вт. Тот, который имеет функции защиты от бликов,
как это
Настольная лампа для ухода за глазами (TT-DL13) также поможет вам следить за своим зрением.
глаза, если вы учитесь в течение длительного периода времени.
Энергопотребление и срок службы
Вам нужна лампа, которая прослужит до 50 000 лет.
часов, так что вам придется менять лампочку только один раз в 6 лет
или так! Это будет означать увеличение срока службы — не только лучше для вашего кошелька,
но для окружающей среды.
Свободное место и цена
Практические аспекты покупки лампы.
Перед покупкой подумайте, где будет стоять лампа в вашей комнате; здесь нет
Не стоит покупать торшер, если у вас есть место только на столе. Также цены могут
варьироваться от десятков до сотен долларов, поэтому подумайте о цене, которую вы готовы
потратить и функции, которые вам нужны в этом ценовом диапазоне, прежде чем совершить покупку.
Заключение
Покупка лампы включает в себя больше, чем просто
найти тот, который вам нравится внешний вид. Особенно, если вы хотите найти лучший
настольная лампа для учебы , стоит ориентироваться на покупку освещения, которое есть в
Диапазон 4000K-6500K и возможность затемнения.