Витражное остекление это: что это, как выбрать, на что обращать внимание
- что это, как выбрать, на что обращать внимание
- Витражное остекление: что это такое
- Где используется витражное остекление
- Какие системы используются при витражном остеклении
- Какое стекло используют при витражном остеклении
- Типы витражных остеклений
- Преимущества витражного остекления
- Как устанавливают системы витражного остекления
- На что нужно обратить внимание
- Рассчитайте стоимость онлайн
- в чем его особенность и для чего применяется витражное остекление
- Витражи: введение · V&A
- История витражей, от древнего искусства до современных инсталляций
что это, как выбрать, на что обращать внимание
Витражные системы остекления используются при строительстве супермаркетов, бизнес-центров, отелей, спортивных сооружений и других зданий.
- Витражное остекление: что это такое
- Где используется витражное остекление
- Какие системы используются при витражном остеклении
- Какое стекло используют при витражном остеклении
- Типы витражных остеклений
- Преимущества витражного остекления
- Как устанавливают системы витражного остекления
- На что нужно обратить внимание
Они позволяют остеклить оконные проемы любого размера и любой формы. Ниже мы расскажем о витражном остеклении подробнее.
Витражное остекление: что это такое
Витражное остекление — это система из окон и дверей, которая устанавливается изнутри помещения. Стеклянные полотна соединяются при помощи штапика — небольшого фиксирующего элемента.Такое остекление также называют панорамным из-за своего внешнего вида.
Снаружи здание выглядит так, будто бы оно состоит из стеклянной стены. Витражное остекление может использоваться со всех сторон здания или только с одной, чтобы, к примеру, визуально выделить фасад.
Для витражного остекления используют однокамерные и двухкамерные стеклопакеты, которые могут быть абсолютно разными на вид. Также иногда используются и обычные окна.
Обратите внимание: из-за того, что витражная система монтируется изнутри, установку можно выполнять в любую погоду. Также не нужно будет арендовать подъемные механизмы — это позволит сэкономить.
Витражное остекление — это конкурент пластиковых окон из-за надежности и простоты в монтаже и использовании. Дизайнеры могут воплотить в жизнь любые задумки из-за того, что у витражных окон может быть уникальное оформление.
Где используется витражное остекление
Фасады зданий
Витражной системой можно визуально выделить фасады коммерческих зданий. Это будет привлекать больше посетителей, а значит, принесет бизнесу больше денег. При этом в такой системе могут быть самые разные типы открывания.
Где можно сделать витражное остекление фасадов зданий:
- бизнес-центры, офисы;
- рестораны, бары, кафе;
- спортивные сооружения;
- развлекательные центры, кинотеатры.
Балконы, лоджии и веранды
Витражное система — это один из лучших вариантов для остекления балконов. Если сравнивать витражное остекление с традиционным (пластиковые и деревянные рамы), то у первого вида есть такие преимущества:
- внутрь помещений попадает больше солнечного света;
- защита от вредных ультрафиолетовых лучей.
Обратите внимание: балкон должен быть не только красивым, но и практичным. Поэтому о его утеплении нужно подумать еще на этапе монтажа системы.
Как утеплить балкон или лоджию при монтаже витражного остекления:
- Установите более толстый стеклопакет. Чем больше стекол в стеклопакете, тем эффективнее оно будет сохранять тепло в помещении. Чтобы добиться максимального эффекта, можно заполнить пространство между стеклами инертным газом.
- Систему витражного остекления можно утеплить термомостом.
- Во время монтажа системы нужно проследить за расстоянием между стенами и профилями. Чем оно меньше, тем лучше.
- Для большего эффекта на балкон или лоджию можно установить теплые полы.
Какие системы используются при витражном остеклении
Стоечно-ригельная система
Такая система состоит из алюминиевого каркаса, профиля и стеклопакета. Стеклопакет закрепляют заполнителем между каркасом и профилем, что не видно с внешней стороны. Снаружи видно только стекло и небольшие штапики.
Штапики могут иметь круглую, плоскую или миндалевидную форму. Оформление штапиков выбирается так, чтобы снаружи они не выделялись. В итоге с внешней стороны помещения стена с витражным остеклением алюминиевым профилем выглядит так, будто бы она состоит только из стекол.
Этот способ установки самый популярный, простой и дешевый. Также есть стоечно-ригельная полузакрытая система. В ней заполнитель снаружи скрывается при помощи вертикальных или горизонтальных планок.
Структурная система
В этой системе каркас и заполнитель соединяются клеевым способом. Снаружи витражное остекление выглядит как сплошная стеклянная стена. Увидеть швы в таком случае не получится. Также есть полуструктурная система, в которой вместо клеевого способа используются специальные штапики. Полуструктурная система подходит только для небольших оконных проемов.
Перед монтажом структурной системы, нужно тщательно подготовить каркас. На нем не должно быть перекосов и зазоров, иначе у специалистов не получится ровно поставить стекло.
Спайдерная система
В такой системе заполнитель закрепляется при помощи кронштейнов, которые еще называют спайдерами из-за внешнего сходства с пауками. Эти кронштейны изготавливаются из стали и для их функционирования необходимы специальные крепления: выравнивающие кольца или конические шайбы. Такое остекление считается дорогостоящим и используется в элитных заведениях.
Фальш-витраж
Фальш-витраж — это способ маскировки дефектов здания. Поверх стен размещают тонированные стекла, которые выполняют декоративную функцию. Фальш-витраж нельзя считать полноценной системой остекления, однако внешне он ничем не отличается от витражного остекления.
Какое стекло используют при витражном остеклении
Цена за м2 на витражное остекление больше всего зависит именно от стекла. При витражном остеклении используют прочную стекло: закаленное или триплекс. Оно может быть прозрачным, тонированным, отражающим свет, армированным и даже бронированным.
Армированное стекло. Внутрь такого стекла установлена специальная сетка из металла. Эта сетка не влияет на то, сколько света пропускает витражная система, но при этом обладает защитной функцией. Армированное стекло более прочное, чем обычное. Если оно и разобьется, то осколки не полетят во все стороны, а будут держаться в раме. Единственный нюанс: такое стекло весит больше обычного, поэтому для него нужно использовать специальный профиль.
Бронированное стекло. Оно устойчиво к механическим повреждениям и к пробиванию — это значит, что даже если специально бить стекло обухом топора, оно не разобьется. Также оно защищают от пуль. Именно такие стекла рекомендуется использовать при витражном остеклении, ведь они максимально прочные и безопасные.
Тонированное стекло. Оно препятствуют попаданию излишнему количеству солнечного света внутрь здания. Также оно защищает помещения от посторонних взглядов — это особенно актуально в ресторанах и кафе, где посетителям может быть некомфортно от того, что на них смотрят прохожие, пока они едят.
Типы витражных остеклений
Система витражного остекления может быть теплой или холодной. Теплая система используется в регионах с холодными зимами, потому что дополнительный полиамидный элемент в конструкции позволяет достигать температурного разрыва до 25 градусов. Холодная система остекления может устанавливать любым способом и для нее не нужен полиамидный элемент. Такое остекление защищает от пыли и влаги, но плохо защищает от холода. Этот вид остекления обычно не используют в жилых домах.
Также витражные остекления могут быть глухими и открывающимися.
Глухая система | Выглядит как сплошная стена из стекла. Нет окон, которые можно открыть. |
Открывающаяся система | Есть окна. Их можно открывать так, как это задумано архитектором: внутрь или наружу, вручную или автоматически. |
Преимущества витражного остекления
Основные достоинства витражного остекления:
- защита от вредных ультрафиолетовых лучей;
- быстрая и простая установка;
- хорошая звуко- и теплоизоляция;
- невозможность возгорания — материалы не дымят и не горят;
- защита от попадания внутрь помещения атмосферных осадков;
- можно застеклить даже проемы с большими габаритами.
Ниже мы подробнее рассмотрим другие плюсы
Освещение. Витражное остекление позволяет максимальному количеству солнечных лучей попадать в помещение. В среднем стеклянные панели пропускают в 2 раза больше солнечных лучей, чем обычные окна.
Защита от взломов. Эта функция доступна не во всех системах витражного остекления, однако ее можно достаточно легко реализовать. Нужно лишь установить противовзломную фурнитуру.
Долговечность. Стекла и алюминиевые каркасы в среднем могут прослужить 70 лет. Все детали, которые используются, хорошо переносят воздействие солнечных лучей, мороза и влаги.
Экономичность. Установка витражной системы остекления экономит не только время, но и деньги. Стеклянные фасады сами по себе дешевле других видов фасада. Также можно сэкономить на электроэнергии, так как из-за большой светопропускающей площади все помещения будут хорошо освещены.
Прочность. Стеклянные конструкции обычно выглядят ненадежно. Однако при витражном остеклении используется только прочное стекло. Триплекс, к примеру, устойчив к ударам весом до 80 кг. Но при витражном остеклении используют еще более прочное бронированное стекло. Такое стекло почти невозможно разбить. Поэтому никто не сможет выпасть, случайно упав на стекло — это исключено. А для балконов могут использоваться более дешевые стеклянные полотна.
Легкость ремонта. Чтобы заменить испорченную деталь, не нужно будет демонтировать всю систему. Установить новую панель можно быстро и просто.
Разнообразный внешний вид. Стекло может быть цветным, прозрачным или затемненным. Сама система может быть различной формы, поэтому витражное остекление подойдет любому типу строения.
Как устанавливают системы витражного остекления
Процесс монтажа делится на такие этапы:
Этап | Описание |
Измерение размера площади, которую нужно остеклить. | Специалисты измеряют размер и проводят расчеты, чтобы во время монтажа не появились ошибки. |
Установка каркаса. | Именно на каркас в дальнейшем устанавливаются стекла. |
Покраска каркаса. | Этот этап нужен только в декоративных целях. |
Установка стекол или стеклопакетов. | Данный этап является один из наиболее важных. |
Установка фурнитуры. | Специалисты устанавливают штапики и крепежи. |
Все эти этапы должны проводить специалисты. Даже этап с измерением лучше оставить им, ведь если на этом шаге появятся ошибки, они могут стоять больших денег заказчику.
На что нужно обратить внимание
Витражные системы не рекомендуется устанавливать в зданиях с высокой этажностью. Чем выше этаж, тем сильнее на стекла нагрузка от ветра. Поэтому в высотных зданиях нужно либо устанавливать системы с прочными стеклами, либо не устанавливать их вообще.
Люди, которые боятся высоты, могут испытывать дискомфорт в помещениях с панорамными окнами. Это важный фактор, если в помещении, к примеру, находится детский развлекательный центр или кабинет психотерапевта. Поэтому сначала подумайте и оцените, насколько другим людям будет комфортно в комнате с такими окнами.
Рейтинг
Статейный каталог
Фасадное остекление
Рассчитайте стоимость онлайн
За 11 шагов
Рассчитайте стоимость стеклянных конструкций за 11 шагов онлайн
- Стеклянные перегородки
- Стеклянные двери
- Стеклянные ограждения и перила
- Душевые кабины
- Зеркала
Начать расчет
в чем его особенность и для чего применяется витражное остекление
Витражное остекление – светопрозрачная конструкция, представляющая собой самонесущие каркасы, изготовленные из профилей различной конфигурации, в которых используется стекло, стеклопакет или триплекс.
Содержание
- 1 Витражное остекление фасада: особенности конструкции
- 2 Витражные системы остекления: плюсы и минусы
- 3 Витражные системы: разновидности систем
- 4 Требования к витражному остеклению фасадов
Витражное остекление фасада: особенности конструкции
Такое остекление наиболее актуально в тех частях здания, где нет возможности установить обычные окна, например, эркеры или пролеты. При витражном остеклении зданию можно придать любую архитектурную форму, даже немного ее изменить, превратив постройку со стандартной планировкой в произведение искусства.
Безрамное или рамное остекление может быть как планарным, так и структурным, но в обоих случаях результатом станет цельное стеклянное здание.
В конструкции фасадов могут использоваться поликарбонат, пластик, сталь, алюминий и даже дерево.
Витражные системы остекления: плюсы и минусы
К плюсам витража можно отнести следующее:
Экономичность. Установка витражных конструкций не занимает длительного времени или средств. Стеклянные конструкции намного дешевле других видов фасада, и затрат на обслуживание не подразумевают. Установка таких стен позволяет сэкономить на освещении офиса.
Долговечность. Срок эксплуатации алюминия около 70 лет, столько же может выдержать триплекс и другие виды стекла. Конструкция не подвержена коррозии или выветриванию.
Прочность. Несмотря на кажущуюся хрупкость фасада, в большинстве случаев используется толстый триплекс, который с легкостью выдерживает удар весом в 70-80 кг. Во всех видах витражного остекления можно использовать антивандальное или бронированное стекло, и в таком случае разбить или повредить стеклянную стену практически невозможно.
Высокая светопроницаемость. Панели могут быть полностью прозрачными и пропускать максимум света, но даже если это цветной триплекс или витраж, лучи солнца будут попадать в помещение, что делает пребывание в таком здании более комфортным.
Легкость и простота в ремонте. Чтобы заменить разбитое стекло или отдельный элемент, нет необходимости демонтировать всю систему. Любой из блоков может быть вынут, а затем вставлен обратно.
Экологическая безопасность. Все витражные системы не содержат каких-либо вредных примесей, безопасны как для окружающей среды, так и для людей, в том числе и для детей или аллергиков.
Высокие теплоизоляционные свойства. «Теплая» конструкция витражного фасада защищает как от мороза снаружи, так и от потери тепла изнутри здания.
Высокие звукоизоляционные свойства. Благодаря абсолютной герметичности большинства видов фасадов звук от работающего мотора авиадвигателя снаружи внутри здания не слышен.
Пожарная безопасность. Стекло и алюминий, которые являются наиболее распространенными материалами при установке таких систем, выдерживают высокие температуры, не горят и не дымят.
Легкость и гибкость. Витражи могут быть установлены на ветхие или реконструированные здания. Такой фасад обладает высокой гибкостью, но при этом легко выдерживает собственный вес.
Многообразие конструкций. Фасады зданий могут приобрести любую форму, в том числе и сложную. Они могут быть плоскими или объемными, и не ограничены архитектурными рамками.
Многообразие цветовых исполнений. Стеклянные панели фасада могут быть прозрачными или матовыми, тонированными или витражными, одноцветными или многоцветными. Профиль отлично ламинируется и окрашивается методом порошковой покраски в более чем 400 оттенков.
Привлекательность. Здания с витражным остеклением смотрятся намного эффектнее и привлекательнее бетонных конструкций, и являются олицетворением современного города. А различные варианты сборки и исполнения позволяют придать неповторимый облик любому зданию.
Но есть у такого вида остекления и недостатки:
- нестабильность в условиях значительной ветровой нагрузки или сейсмологической активности почвы;
- эффект «прозрачных стен», в которых людям с боязнью высоты некомфортно;
- затраты на регулярную чистку стекол, которую вынуждены нести владельцы зданий, стремящиеся придать фасаду блеск и лоск;
- низкое теплосбережение некоторых видов.
Витражные системы: разновидности систем
По виду крепления витражное остекление бывает:
- структурное
- полуструктурное крепление
- стоечно-ригельное
- планарное
- фальш-остекление
Стоечно-ригельное остекление – классический вид, один из самых распространенных, его выбирают из-за его дешевизны. В этом варианте используется профиль, который виден через стекло. Толщина видимой части профиля – около 50 мм.
Полуструктурное остекление подразумевает присутствие заглушек, однако одна из них уже второй, поэтому ее меньше видно. Такая система добавляет визуальной легкости всему фасаду и успешно применяется для остекления тяжелых монументальных зданий.
Структурное остекление – один из видов безрамных витражных систем, при котором профиля не видно вообще. Достигается такой эффект за счет торцевой фиксации, а полые части швов заливаются герметиком.
Этот вид остекления считается одним из самых требовательных и дорогих. При монтаже обязательным условием является наличие минимальных зазоров, чтобы компенсировать температурные колебания.
Планарное остекление – еще один вид сплошного безрамного остекления. Появилось оно относительно недавно, но завоевывает все больше популярности за счет безграничных архитектурных возможностей. В этом случае для крепления используются металлические кронштейны, называемые «спайдерами».
Фальш витраж для фасада применяется в большей части для маскировки дефектов стен. Здесь используется лишь декоративная конструкция, окружающая фасад. Второе его название – навесной фасад.
По дизайнерскому оформлению:
- прозрачные;
- цветные.
В цветной витражной системе вместо прозрачного стекла в каркас устанавливается заранее изготовленный витраж. Ее преимущество – высокая стойкость к УФ лучам, возможность установки витражей больших размеров и механическая прочность. Используется такой вид остекления для стеклянных крыш или купольных конструкций. Варианты оформления – заливной, пленочный, тиффани, фьюзинг и классический (наборной).
По типу:
- холодная витражная система;
- теплая витражная система.
Теплая витражная система создается путем дополнительной полиамидной вставки. Температурный разрыв при таком фасаде составляет до 25 градусов, поэтому оно наиболее актуально в регионах с холодными зимами. Для этого вида остекления характерно только каркасное крепление при помощи терморазрывного профиля.
Холодная система монтируется любым способом, полиамидная вставка в таком случае не предусмотрена. Холодное остекление имеет меньший вес и ширину, отлично защищает от пыли и осадков. Недостаток такого вида остекления заключается в низком температурном разрыве, поэтому его чаще всего применяют для офисных и торговых зданий.
По конструктивным особенностям
- глухие;
- открывающиеся.
Как правило, большинство витражных остеклений выполнены в виде глухой стены. Однако для большего удобства и функциональности некоторые витражи оснащают оконными и дверными блоками с фрамужными элементами открывания. Створки могут быть повортно-откидными или распашными, открываться наружу или параллельно фасаду здания, распахиваются вручную или автоматически.
Требования к витражному остеклению фасадов
Требования к витражному остеклению такие же, как и к другим видам фасадов, поэтому ничем не отличаются ни по нормативным документам, ни по противопожарным мерам.
Современное строительство всегда ищет новые возможности. И витражное остекление, пожалуй, одно из самых перспективных направлений. Используя лишь металл и стекло, а именно это основные компоненты фасада, можно превратить даже самый скромный коттедж в настоящий архитектурный шедевр.
Витражи: введение · V&A
Витражи, сделанные из цветных и окрашенных стеклянных кусочков, скрепленных свинцовыми полосами, были особенно популярны в Европе в период между 1150 и 1550 годами, когда они были характерной чертой соборов. и другие церкви, а также ратуши и дома для элиты. Его полупрозрачные свойства сделали витражи особенно популярными в религиозном контексте, где большие окна со сценами из Библии и жизни святых могли оживить священное пространство яркими мерцающими огнями и тонко изменить атмосферу в зависимости от времени суток и меняющейся погоды. сезонов.
Собор Уэллса, Часовня Леди (начата около 1310 г.) с витражами, частично отреставрирована. Через Викисклад.
Многое из того, что мы знаем о том, как изготавливались средневековые витражи, взято из трактата «О различных искусствах » ( De Diversis Artibus на латыни), текста, написанного в начале XII века немецким монахом, использовавшим псевдоним Теофил. . Он описывает основные шаги, необходимые для изготовления листов цветного стекла, и как использовать эти листы для создания витражей. Если не считать незначительных нововведений, техника изготовления витражей практически не изменилась со времен Феофила.
Фрагмент каймы окна, ок. 1140–1144 гг., Иль-де-Франс. Музей № C.2-1983. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Основными ингредиентами для изготовления стекла являются песок (кремнезем) и зола (щелочь). При совместном нагревании они образуют более или менее однородную вязкую массу, которая при охлаждении превращается в стекло. Примерно с 1000 года производители стекла в основном использовали древесную золу для производства стекла. Это привело к тому, что стекло, хотя и прочное, не всегда было устойчивым к атмосферным воздействиям и гниению. Витражи, часто подверженные поломкам, нуждались в регулярном уходе, их приходилось регулярно ремонтировать и реставрировать. Часто они выживают только в фрагментированном и измененном виде.
Панно с изображением короля из окна Дерева Иессея, около 1210 г. с более поздними реставрациями, вероятно, Шампань, Франция. Музейный № 6Д-1881. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
В Средние века стеклодувы использовали два метода производства листового стекла. Следуя так называемому методу широкого листа или муфты, они надевали пузырек из еще ковкого стекла на паяльную трубку, а затем превращали его в цилиндр. Затем этот цилиндр разрезали по всей длине, повторно нагревали и спрессовывали в лист.
Альтернативным способом изготовления листового стекла был коронный метод. Стеклодув переносил стеклянный пузырь из паяльной трубки на металлический стержень, называемый мостом. Пузырь вскрывали и вращали вокруг моста. Под действием центробежных сил полый пузырь сплющивался в круглый диск, корону, которая в центре была толще, чем по краям. Художники-витражисты редко изготавливали собственное листовое стекло. Они покупали его у торговцев, имевших дело непосредственно с теплицами. Они часто располагались рядом с лесами и лесными массивами, рядом с сырьем, необходимым им для работы.
Панно с листвой на окантовке Кентерберийского собора, ок. 1200–20 гг., Англия. Музей № C.7-1959. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Для окрашивания стекла в процессе плавки стеклодув добавлял порошкообразные оксиды металлов в основную смесь песка и золы. Это привело к появлению тонированных стекол, известных как пот-металлы. Однако не все стекла были цветными. Металлическое красное стекло, также известное как рубин, было очень темным и недостаточно прозрачным для прохождения света. Средневековые стеклодувы творчески решили эту проблему, погрузив бесцветное «белое» стекло в горшок с расплавленным красным и смешав их вместе. В результате появилось так называемое «мигающее стекло», состоящее из более тонкого полосатого слоя красного цвета на бесцветной основе. Цветное стекло было намного дороже, чем обычное белое стекло, и поэтому часто повторно использовалось в витражах.
Фрагмент панно с изображением Святого Петра из Сеесского собора, около 1280 г., Франция. Музей № C.727-1909. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Процесс изготовления витража начался с проектирования. В средние века это было известно как vidimus , латинское слово, означающее «мы видели». До того, как бумага стала более доступной примерно в 1400 году, художники по витражам рисовали увеличенный рисунок, размер которого соответствовал фактическому оконному проему, на деревянном столе на козлах, покрытом мелом или побелкой. Этот рисунок был отмечен буквами и символами, чтобы указать цвета отдельных кусков стекла, которые будут использоваться. Он также показал наиболее важные нарисованные линии и основные моменты, которые художник по стеклу должен был включить. Таким образом, рисунок на столе служил ориентиром для человека, разрезающего стекло, и ориентиром для краски по стеклу. Наконец, он использовался как верстак для сборки окна.
Эскиз витража для монастыря Гогенберг (Одилиенберг) Ганса Бальдунга Грина, ок. 1508 г., Германия. Музей № Д.199-1888. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Мы точно не знаем, как работал процесс проектирования средневековых витражей. Феофил подразумевает, что художники и мастера по стеклу также были дизайнерами. Во многих случаях это должно было быть так, в то время как в других случаях лицо, заказавшее работу, предоставляло создателям эскизы, нарисованные другими художниками, например, художниками-панелями. Доказательства этого увеличиваются в 15 веке. Примерно в 1508 году южногерманский художник Ганс Бальдунг Грин предоставил эскиз витража для монастыря Гогенберг. Этот эскиз включает письменные инструкции для его создателей. С увеличением доступности бумаги полноразмерные мультфильмы для витражей станут нормой. Их можно было сохранять, использовать повторно и передавать от стекольщика к стекольщику. Это сделало витражи исключительно совместным искусством.
Витраж с изображением верхушки балдахина, ок. 1300–25 гг., Кельн, Германия. Музей № 5464-1858. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
После того, как было принято решение о внешнем виде и компоновке витража, стекольщик или стеклодув выбирает и вырезает стекло. В средневековый период листы стекла разрезали на более мелкие кусочки, прикладывая к их поверхности нагретое железо. Затем стеклодув обрабатывал грубые формы с помощью так называемого «железного» железа, металлической прорези или крючка, в который вставлялся край стекла и придавал ему форму. Начиная с 16 века более широкое распространение получили алмазные резцы для резки стекла. Они оставляли гораздо более четкие края и помогали производителям легче достигать своих форм.
Голова патриарха с юго-восточного трансепта Кентерберийского собора, витраж с использованием стекловидной краски, около 1180 г. с более поздней реставрацией, Англия. Музей № C.854-1920. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
После того, как стеклу придали желаемую форму, последовала самая искусная часть изготовления витража: покраска стекла. Художники по стеклу использовали так называемую стекловидную или стеклянную краску, которую нужно было обжигать, чтобы она прилипла к стеклу. Он был сделан из оксида железа или меди, матового стекла, гуммиарабика и связующего вещества, такого как вода, вино или уксус. Краску, цвет которой варьировался от серо-черного до коричневого, можно было разбавлять до различных текстур и консистенций, в зависимости от желаемых эффектов. Художники использовали плотную чернильную консистенцию для основных линий трассировки и более жидкую смывку для создания теней и моделирования. Краску они наносили кистями из шерсти различных животных. Палочки, иглы, перья и пальцы также можно использовать для текстурирования и царапания краски, чтобы добавить глубины и контролировать свет, проходящий через стекло.
Панно с изображением Благовещения Святой Анны из паломнической церкви Марии Штрассенгель, ок. 1350–1355 гг., Штирия, Австрия. Музей № C.72-1930. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Чтобы собрать витраж, изготовитель витражей, наконец, уложил кусочки цветного и окрашенного стекла в соответствии с рисунком и вставил края каждого кусочка в Н-образные полоски свинца, называемые камеями. Затем эти полосы были припаяны друг к другу, чтобы панели были закреплены. Они не только удерживали отдельные части стекла на месте, но и были неотъемлемой частью дизайна окна. После того, как козырьки были на месте, мастер втирал замазку в пространство между стеклом и свинцом, чтобы сделать оконную панель водонепроницаемой. Наконец, панель прикреплялась свинцовыми полосами к арматуре или ферраменте — железной конструкции, вставленной в оконный проем, чтобы выдержать вес готового окна.
Рундель с изображением Благовещения пастухов с деталями, окрашенными серебром, ок. 1340–1345 гг., Англия. Музей №. 2270-1900. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
В 14 веке в росписи витражей появилось важнейшее нововведение: серебряная морилка. Этот раствор, состоящий в основном из нитрата серебра, давший название витражам на английском языке, можно наносить кистью, как краску для стекла. Он наносится на обратную сторону стекла и при обжиге вжигается в поверхность. Цвета серебряной морилки варьируются от бледно-лимонно-желтого до глубокого темно-оранжевого, и поэтому у художников-витражистов появились новые захватывающие возможности для добавления цвета на этапе росписи стекла.
Святой Георгий прощается с королем Селены, вероятно, по эскизам Якоба Корнелиса ван Остсанена, ок. 1520–1530, Нидерланды. Музей № C.352-1930. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Монохромные картины в нейтральных тонах, также известные как гризайли, существовали на протяжении всего средневекового периода, но в сочетании с морилкой серебром они стали очень популярными, особенно в 15 и 16 веках. Они часто имели форму медальонов, состоящих только из одного куска стекла, которые вставлялись в окна жилых домов и других светских помещений, таких как, например, ратуши.
Панно с фигурой Правосудия с мечом и весами, 1586 г., Цюрих, Швейцария. Музей № C.63-1919. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Примерно в середине 16 века были открыты новые цвета стекловидной эмали. Подобно серебряному пятну, их можно было нанести на поверхность бесцветного стекла. Новые зеленые, синие и фиолетовые цвета использовали матовое стекло в качестве флюса и помогли художникам по стеклу создавать все более сложные композиции, намного ближе выравнивая витражи к другим формам живописи.
Посмотрите, как средневековый витраж из нашей коллекции воспроизводится с использованием вековых технологий:
Мы используем сторонние платформы (включая Soundcloud, Spotify и YouTube) для публикации некоторого контента на этом веб-сайте. Они устанавливают сторонние файлы cookie, для которых нам необходимо ваше согласие. Если вас это устраивает, измените свое согласие на использование файлов cookie для целевых файлов cookie.
Заглавное изображение: Панно с изображением короля из окна Дерева Иессея, около 1210 г. с более поздней реставрацией, вероятно, Шампань, Франция. Музейный № 6Д-1881. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
История витражей, от древнего искусства до современных инсталляций
Сент-Шапель в Париже (Фото: стоковые фотографии от SIAATH/Shutterstock) Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.
На протяжении тысячелетий ремесленники черпали вдохновение в блестящем стекле. В любой форме из стекла можно создавать изысканные произведения искусства. Однако, будучи окрашенным, медиум поднимается на новые калейдоскопические высоты.
Хотя витражи часто ассоциируются с окнами и местами отправления культа, они были адаптированы для всех видов искусства, от древних кубков до современных инсталляций. Однако прежде чем мы проследим вековую историю витражей, важно понять ключевые характеристики материала.
Что такое витражи?
«Витражное стекло» относится к стеклу, которое было окрашено оксидами металлов в процессе производства. Различные добавки дают разные оттенки, что позволяет ремесленникам стратегически производить стекло определенных цветов. Например, добавление оксидов меди в расплавленное стекло приведет к появлению зеленых и синих тонов.
Фото: Стоковые фотографии HelloRF Zcool/Shutterstock
После того, как стекло остынет, из него можно собрать предметы декоративно-прикладного искусства. Эти фрагменты могут удерживаться на месте различными материалами, включая свинец, камень и медную фольгу.
История
Древние товары
Витражи восходят к Древней Римской империи, когда ремесленники начали использовать цветное стекло для изготовления декоративных изделий. Хотя сохранилось несколько полностью сохранившихся витражей этого периода, Кубок Ликурга указывает на то, что эта практика возникла еще в 4 веке.
Чаша Ликурга, 4 век н.э. (Фото: Британский музей, CC BY-NC-SA 4.0)
Кубок Ликурга — это декоративный стакан для питья, сделанный из дихроичного стекла — среды, которая меняет цвет в зависимости от направления света. При освещении изнутри чашка излучает красное свечение; при внешнем освещении он имеет непрозрачный зеленый вид.
Как ранние римские мастера изготовили такую чашу? Сегодня процесс создания этого произведения окутан тайной. Хотя историки уверены, что золотые и серебряные капли в стекле ответственны за его способность изменять цвет, они полагают, что оно могло быть получено случайно, поскольку никакое другое произведение из дихроичного стекла того времени не имеет такого резкого цветового контраста.
Чаша Ликурга, 4 век н.э. (Фото: Британский музей, CC BY-NC-SA 4.0)
«Чаша Ликурга демонстрирует недолговечную технологию , разработанную в четвертом веке нашей эры римскими мастерами по стеклу», — объясняет группа искусствоведов в книге «Кубок Ликурга — римская нанотехнология». «Теперь мы понимаем, что эти эффекты связаны с развитием наночастиц в стекле. Однако из-за невозможности контролировать процесс окрашивания было произведено относительно небольшое количество стекол этого типа, и еще меньшее их число сохранилось».
Тем не менее, Кубок Ликурга считается одним из самых важных древних стекольных изделий, а историк искусства Дональд Харден зашел так далеко, что назвал его «самым впечатляющим бокалом того периода, соответствующим образом украшенным, который, как нам известно, существовал».
Средневековые монастыри
К 7 веку стеклодувы начали переключать свое внимание с изделий на окна. Как и ожидалось, эти витражи использовались для украшения аббатств, монастырей и других религиозных зданий, причем Монастырь Святого Павла в Джарроу, Англия, как самый ранний известный пример.
Созданные, когда монастырское здание было основано в 686 г. н.э., фрагменты этих многовековых окон были раскопаны археологом Розмари Крэмп в 1973 г. Хотя первоначальный состав синих, зеленых, золотых и желтых частей неизвестен, монастырь собрал их. в коллажи, чтобы дать зрителям представление о том, какими красивыми были бы эти окна.
«Когда мы его подняли, это было похоже на подбор драгоценностей, — объясняет профессор Розмари Крэмп в аудиогиде для сайта, — и это все еще дает представление о том, насколько драгоценным он должен был быть».
Готические соборы
В Средние века витражи можно было найти в бесчисленных католических церквях по всей Европе. Однако до XII века эти окна были относительно простыми, небольшими по размеру и обрамлялись толстыми железными рамами. Это связано с тем, что романская архитектура — стиль, характеризующийся толстыми стенами и округлыми формами, — преобладала в архитектурных вкусах.
бон-нотр-дам, Франция (Фото: стоковые фото с сайта lynnlin/Shutterstock)
Однако в 12 веке романский стиль был заменен готической архитектурой . В отличие от романских зданий, церкви и соборы, построенные в этом стиле, демонстрируют интерес к высоте и свету. Этот акцент проявляется во всех аспектах готического дизайна, включая высокие шпили, изящные тонкие стены и, конечно же, большие витражи.
Собор Парижской Богоматери (Фото: стоковые фотографии Вячеслава Лопатина/Shutterstock)
Готические окна обычно бывают двух видов: высокие арочные стрельчатые окна или круглые окна-розетки. В обоих случаях они часто монументальны по масштабу и проработаны до мельчайших деталей — достижение стало возможным благодаря использованию ажурной, декоративной, но прочной формы каменной опоры. Из-за своего размера и сложности готические витражи могли пропускать больше ослепительного света, чем когда-либо прежде.
Исламская архитектура
К 8 веку витражи проникли на Ближний Восток. Магия, стоящая за медиумом, подробно обсуждается в Китаб аль-Дурра аль-Макнуна («Книга сокрытой жемчужины»), кулинарной книге из цветного стекла, написанной персидским химиком Джабиром ибн Хайяном .
Джабир ибн Хайян Гебер, арабский алхимик (Фото: Wellcome Collection CC BY 4.0)
В этой рукописи Джабир ибн Хайян предлагает десятки «рецептов» цветного стекла и искусственных драгоценных камней. Для автора экспериментирование было ключом к созданию высококачественного стекла. «Первое необходимое в химии то, что вы должны выполнять практическую работу и проводить опыты, ибо тот, кто не выполняет практической работы и не делает опытов, никогда не достигнет ни малейшей степени мастерства», — писал он. «Ученых радует не изобилие материала; они радуются только совершенству своих экспериментальных методов».
В то время стекольная промышленность процветала в Ираке, Сирии, Египте и Иране. Здесь ремесленники переняли и адаптировали древнеримскую среду, используя ее для украшения мечетей, дворцов и других основных элементов исламской архитектуры окнами, богатыми по цвету и сложными узорами. Эти предметы со временем становились все более богато украшенными.
Голубая мечеть (Фото: Stock Photos from Artur Bogacki/Shutterstock)
Историки считают, что творческий подход Джабира ибн Хайяна иллюстрирует исламский подход к практике изготовления витражей. «Мусульманские и немусульманские стеклодувы, работающие в исламских районах. . . были необычайно творческими», — пишет историк Джозеф В. Мери в Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия , «и в соответствии с общей эволюцией исламского искусства вывели это ремесло на новую техническую, технологическую и художественную высоту».
Американское искусство и ремесла
В 19 веке американские мастера превратили древнее искусство витража в современный вид искусства. Этот подход особенно заметен в работах Фрэнка Ллойда Райта , пионера движения «Школа прерий» — стиля архитектуры и дизайна интерьера, который подчеркивает мастерство и связь с природой.
Прозрачные окна с витражами стали неотъемлемой частью интерьеров Райтской школы прерий. Эти акценты материализовались в виде «лент непрерывного стекла» с «геометрическими абстракциями, уникальными для каждого здания, для которого они были созданы», что сделало каждое окно уникальным произведением искусства.
В то же время, когда Райт производил свои окна, другой американский стеклодув успешно переосмыслил древний вид искусства. 1885 г., Louis Comfort Tiffany основал Tiffany Glass and Decorating Company, нью-йоркскую студию, которая производила эффектные витражи.
Хотя эти когда-то популярные лампы вышли из моды в середине 20-го века, недавно они пережили возрождение и сегодня остаются желанными предметами коллекционирования.
Витраж сегодня
Сегодня современные художники по витражам сохраняют вековую форму искусства. Как и их предшественники 20-го века, эти художники продолжают придумывать новые творческие способы переосмысления древнего ремесла.